Состав отправился
Определились все участники олимпийской команды России, не без травм и скандалов.
Мэтр хоккейного тренерского цеха Владимир Юрзинов-старший иногда рассказывает, как он пропустил свою единственную Олимпиаду в качестве игрока. Все банально — полученный накануне отъезда удар в бок спровоцировал приступ аппендицита, и — прощай, Игры-1964. Восполнять недостаток олимпийского золота Владимиру Владимировичу пришлось уже в качестве тренера сборной. Но та история 50-летней давности до сих пор не дает ему покоя — у подавляющего большинства спортсменов высокого класса Олимпиада случается только одна, реже — две, ну а три, да еще с медалями, — это уже достижение, достойное книги рекордов.
Участвовать в домашней Олимпиаде можно только раз в жизни — кто знает, сколько России придется очухиваться после Сочи-2014. Так что даже у самых юных российских участников предстоящих Игр, фигуристки Юлии Липницкой и сноубордиста Валерия Колегова, практически нет шансов выступить еще на одном домашнем всемирном форуме. Именно статус «единственности» вносит особую ноту в судьбы и тех, кто отобрался в Сочи, и тех, кто не попал даже на «лист ожидания», и особенно тех, кто лишился статуса участника в самый последний момент.
В день, когда на совместном заседании исполкома Олимпийского комитета и коллегии Министерства спорта РФ официально был утвержден состав национальной команды, под вопросом оказалось участие в Играх одного из «списка 223-х» — хоккеиста Дениса Кокарева, накануне получившего травму в матче «Динамо» — ЦСКА. До этого из списка выбыл еще один динамовский нападающий — Сергей Соин, которого спешно заменили на форварда «Каролины» Александра Семина. Изменения в официальный список в случае форс-мажора можно вносить вплоть до 5 февраля, но дело не в этом — можно представить, как обидно, получив единственный шанс стартовать на домашней Олимпиаде, остаться ни с чем в последний момент!
Хоккей без травм не бывает, тут призывы поберечь себя бесполезны, иногда от этого только хуже. Да и в других видах (а зимние виды с их скоростями и техническими приспособлениями изначально опаснее летних) в предолимпийский период, для того чтобы попасть в состав, приходилось рвать жилы по полной и не щадить себя. Другого варианта, собственно, не было даже для самых титулованных и именитых спортсменов.
Хотя без исключений, конечно, не обошлось.
Имя главному исключению — Плющенко. Чемпион и дважды серебряный призер трех Олимпиад вчистую проиграл очную дуэль 18-летнему Максиму Ковтуну на чемпионате России и не поехал на чемпионат Европы, где Ковтун провалился, а второе место занял Сергей Воронов. Российская квота на турнир мужчин-одиночников ограничена одним участником, и Федерация фигурного катания оказалась в сложном положении. Специально для Плющенко был организован контрольный прокат на олимпийской базе в Новогорске, и независимый экспертный совет, высоко оценив выступление, дал знаменитому чемпиону «добро» на участие в сочинских Играх.
Все понимают, что ломаный-переломанный ветеран (31 год для одиночника — возраст запредельный) может оступиться и что его шансы на золото в основном турнире минимальны. Но начнет-то Плющенко с командных соревнований, после которых в случае травмы возможна замена участника. С очень большой долей вероятности, но еще и в зависимости от итогов командного турнира, место лидера займет находящийся в статусе «запасного номер один» Ковтун. А справку Плющенко можно давать хоть сейчас — у него было столько операций, что о здоровье речь не идет. Мужеству чемпиона можно аплодировать, двойственность ситуации очевидна — Евгений заслужил право выступить на четвертых Играх всей своей жизнью, но спортивный принцип не соблюден. К чему это приведет, узнаем только в Сочи.
А вот саночник Виктор Кнейб на свою четвертую Олимпиаду не едет — его былые заслуги в расчет не взяли. И сноубордистка, вице-чемпионка мира-2005 Светлана Болдыкова тоже в состав не попала — в декабре травмировалась, успела восстановиться, но не настолько, чтобы убедить в своей готовности не быть в Сочи статистом. В то же время сломавшую руку и не набравшую форму чемпионку мира-2011 Алену Заварзину в состав включили — не в последнюю очередь потому, что надеются на медаль мужа сноубордистки, натурализованного американца Вика Уайлда.
У двух главных ветеранов сборной России, 42-летнего серебряного призера Турина-2006 саночника Альберта Демченко и 39-летнего бобслеиста Александра Зубкова, больших проблем со здоровьем, внутренней конкуренцией и, соответственно, с попаданием в состав не было. Демченко поедет на свою седьмую Олимпиаду, ему и сейчас можно медаль давать, но он хочет большего.
Да все хотят. Но не все смогут.
Представляя олимпийский состав, большие спортивные чиновники старательно избегали разговоров о конкретных медальных прогнозах. Сдержанный оптимизм чувствовался — министр спорта Виталий Мутко заявил, что россияне способны конкурировать с соперниками в 11 из 15 олимпийских дисциплин, команда способна значительно улучшить результат предыдущей Олимпиады, но это если брать за точку отсчета именно Ванкувер-2010. О каком-либо доминировании, а тем более о триумфе речь не идет — на конец января по итогам выступлений на этапах Кубка мира и чемпионатах Европы россияне занимали пятое место, значительно уступая по количеству первых мест спортсменам США, Норвегии, Канады и Германии и незначительно опережая других основных конкурентов.
Впервые в предолимпийский период в активе сборной России не оказалось ни одной личной победы в самом популярном, самом престижном и самом проблемном в последние годы виде — биатлоне. Из по-настоящему светлых пятен на этапах Кубка мира в ноябре—январе оказались две эстафеты и несколько подиумов, но никто из россиян о себе как о претенденте на сочинское золото не заявил. При этом особых проблем при выборе окончательного состава биатлонных сборных не было, сомнения касались только шестых номеров, места которых заняли недавний юниор Александр Логинов и Екатерина Глазырина. Вне заявки оказались именитые Иван Черезов и Екатерина Юрьева — первому до сих пор аукается перелом ноги двухлетней давности, вторая героически преодолевала последствия двухлетней дисквалификации, но до конца в своей состоятельности тренерский совет не убедила.
Только в женском биатлоне у нас в составе есть чемпионка двух Олимпиад — Ольга Зайцева, есть и олимпийский чемпион у мужчин — Евгений Устюгов. Но за этот самый «смотрибельный» вид тревожнее всего, потому что ни в одном другом виде программы нет такой жесточайшей конкуренции с наличием явных лидеров. К сожалению, эти лидеры — не россияне. Состав команд в лыжных гонках с этой точки зрения смотрится с куда большим оптимизмом, особенно в мужских спринтерских дисциплинах.
Как ни странно, в число потенциально медальных видов выбился в последнее время шорт-трек — во многом, если не во всем, благодаря присутствию в мужской сборной трехкратного олимпийского чемпиона, корейца Виктора Ана, которого наши спортивные деятели уговорили сменить гражданство три года назад и который горит желанием доказать, что на родине его списали слишком рано. Помимо Виктора Ана на олимпийские награды претендует экс-украинка Татьяна Волосожар, выступающая с Максимом Траньковым в парном катании, и еще несколько натурализованных спортсменов, усиливших сборные России в шорт-треке, сноуборде и фристайле.
Но эта тенденция, справедливости ради, определяющей в олимпийском цикле не стала. С тренерами — другое дело, тут мы с приглашением иностранцев побили все рекорды. Но если и есть прогресс в «не наших» видах, то совсем небольшой. К примеру, в том, что при наличии огромного количества горнолыжных центров у нас так и не появилось системы воспитания будущих чемпионов, виноваты только мы сами. Не будем заниматься детьми — никакой самый титулованный иностранец не поможет. То же самое касается и прыжков с трамплина, и северного двоеборья, и фристайла, и других дисциплин, неконкурентоспособность в которых не позволит хозяевам чувствовать себя на трассах Сочи по-хозяйски.
Отдельные прорывы, однако, возможны. Хотя бы потому, что российская спортивная делегация в Сочи будет одной из самых многочисленных (наравне с США и Канадой) и самой большой в российской истории. Ей не были предоставлены особые «хозяйские» льготы — всего эти 223 человека добились сами. Можно примерно подсчитать, во что обошлась их подготовка государству (в том числе и нам с вами). Это большая, может быть, даже слишком большая цена. Но никто не подсчитает, чего это стоило лично каждому. Степень исключения из обихода простых радостей жизни денежному исчислению не поддается, а современный спорт высших достижений предполагает именно самоотречение.
Что касается травм и болезней, то пусть до начала Игр их будет как можно меньше. Не только в составе российской сборной, но в российской — особенно. Потому что другой домашней зимней Олимпиады у нынешнего поколения не будет.
Источник - Новая Газета