Томский разлом
Находящийся по соседству с Тюменью и Красноярском регион обладает хорошим экономическим и научным потенциалом, но традиционно держится в «крепких середнячках». Однако итоги уходящего года показали, что ухудшение качества региональной власти чревато серьезными проблемами в социальной сфере вплоть до потери управляемости общественными настроениями.
Томская область – это классическое олицетворение богатства и мощи Сибири. Территория в 1,5 раза больше Польши (и в 40 раз меньше по численности населения). Первое место в стране по запасам бурого угля, второе по запасам торфа, 100 месторождений нефти. В регионе сосредоточено 20% лесов Западной Сибири.
Вместе с тем, после смены в феврале 2012 года губернаторской команды в регионе наметились тревожные тенденции, чреватые серьезными проблемами.
С одной стороны, область продолжает удерживать достаточно высокий уровень по ряду социальных показателей. Согласно декабрьскому рейтингу РИА «Новости» «Качество жизни в регионах России» Томская область заняла 30-е место среди субъектов РФ, показав 5-й результат по группе «Здоровье и образование».
С другой стороны, по другим ключевым показателям наблюдается либо стагнация либо ухудшение. По уровню доходов населения область заняла 44 место. Как ометила Председатель Законодательной Думы региона Оксана Козловская, «не первый год темпы роста средней заработной платы отстают от среднероссийских показателей… наиболее сложная ситуация с уровнем зарплаты наблюдается на предприятиях, занятых в строительстве, ЖКХ и АПК».
Ниже среднего по стране обеспеченность мест в детсадах, плохо развита спортивная инфраструктура (30 баллов против 43 по РФ). По жилищным условиям область занимает 57 место. В области немало населения, живущего в аварийных многоквартирниках, достаточно высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры (60%). В группе «Экологические и климатические условия» у Томска и вовсе 67-е место: регион тянут «вниз» большие выбросы в атмосферу и очень низкие затраты на охрану окружающей среды.
Область попала в десятку худших регионов по освоенности территории и развитию транспортной инфраструктуры — 73-е место. Плотность автодорог в регионе составляет всего 22 километра на 1 тысячу квадратных километров территории, железнодорожных путей и вовсе 11 километров на 10 тысяч квадратных километров.
Непростая ситуация и в ЛПК. Отрасль плохо обеспечена инфраструктурой, высоки затраты на организацию и осуществление лесопромышленного бизнеса.
2013 год показал, что региональные власти неуклонно дрейфуют к кризису, порождая кризисные ситуации, либо будучи неспособны их разрешать. Как заявил «Общей Газете» руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев, «прошедшая осень выдалась для руководства региона достаточно проблемной в социально-политическом плане.
Во-первых, это рекордно низкая активность избирателей на прошедших в октябре выборах мэра Томска и, во-вторых, фактическая утрата регионом серьезного лоббистского ресурса на региональном уровне».
Напомним, что новый мэр Томска, бывший гендиректор «Томского пива» и единоросс Иван Кляйн был спешно выбран вместо ушедшего в июле в отставку из-за конфликта с губернатором прежнего градоначальника Николая Николайчука. «Ни один серьезный проект невозможно начать и невозможно завершить без взаимного доверия и тесного взаимодействия мэра и губернатор, - заявил летом экс-мэр. - Наличие такого доверия и такого взаимодействия позволило нам с экс-губернатором Крессом привлекать федеральное финансирование и реализовывать крупные дорожные, социальные и инфраструктурные проекты. Полтора года назад в Томской области произошла смена курса власти - это накладывает свой отпечаток».
Томские избиратели новые выборы, по сути, проигнорировали – за Кляйна проголосовало 62% от 20% пришедших на выборы избирателей. То есть, 88% электората были против нового мэра.
«Поддержка кандидата власти в крупном областном центре при явке чуть более 20 процентов - это не только следствие применения грязных технологий и действия административного ресурса, - считает Калачев, - но и тревожный сигнал для политического ландшафта региона в целом».
Обострились в Томской области и общие для страны социальные проблемы, с которыми местные власти не могут справиться. В 2013 году регион переместился с 9 на 2 место по числу ВИЧ-инфицированных (по СФО). За 11 месяцев было зарегистрировано столько случаев заражения ВИЧ среди наркозависимых, сколько за все 22 года эпидемии!
Чуть было не получила Томская область и свое Бирюлево. В середине декабря в деревне Белоусово группа местных жителей была избита бандой азербайджанцев. Причем избиение проходило именно на национальной почве. Местные силовики пытаются спустить дело на тормозах. А согласно опросам, уже более 30% местной молодежи против увеличения числа приезжих.
Осенью же Томск потряс ряд громких убийств, заставивших горожан заговорить о возвращении «лихих 90-х». В конце октября был застрелен директор торговой сети «Радуга вкуса» Максим Хайкис, а буквально через 10 дней убиты руководители НПП «ЭТТ». Константин Калачев полагает, что эти события символичны.
«Несмотря на то, что Томская область традиционно относится к регионам с высокой социально-политической устойчивостью, громкие убийства бизнесменов являются тревожным сигналом для областной власти, - сказал он. - Из криминала эти события уходят в социально-политическую плоскость, ведь почерк этих преступлений носит явно заказной характер. Если подобные происшествия приобретают системность, можно смело говорить о том, что ситуация в регионе выходит из-под контроля».
Регионального ресурса для решения проблем у области не хватит. Традиционно все программы и проекты осуществлялись за счет грамотного лоббирования губернатором и представителями региона в Москве. За последние два года этот ресурс был утерян и его нужно формировать заново.
«К сожалению, новым представителям области, особенно в Нижней палате Парламента, придется потратить время на приобретение солидного политического опыта и выстраивание необходимых связей для продвижения интересов региона», - уверен политолог.