Ограбление по-полонски
Известный девелопер с подельниками обманули вкладчиков на 100 млрд рублей
Обаятельный веселый аферист – любимый герой отечественного фольклора со времен Ильфа и Петрова. Впрочем, с той поры светлый образ классического вора на доверии, этого аналога американской мечты для российских прохиндеев, заметно потускнел. Экранизации удостоились пока лишь приукрашенные похождения Сергея Мавроди, героя фильма «ПираМММида». Про других персонажей постсоветской истории глобального мошенничества и сказать-то особо нечего: все способы масштабного воровства можно уложить в универсальную схему, описанную Виктором Пелевиным 15 лет назад: «Человек берет кредит. На этот кредит снимает офис, покупает джип «чероки» и восемь ящиков «Смирновской». Когда «Смирновская» кончается, выясняется, что джип разбит, офис заблеван, а кредит надо отдавать. Тогда берется второй кредит – в три раза больше первого. Из него гасится первый кредит, покупается джип «гранд чероки» и шестнадцать ящиков «Абсолюта». … в конце, если банк, которому человек должен, бандитский, то его в какой-то момент убивают. Если человек, наоборот, сам бандит, то последний кредит перекидывается на Государственный банк, а человек объявляет себя банкротом».
Сколько полных жизни мужчин в России полегло, пытаясь воплотить эту нехитрую комбинацию в жизнь, неизвестно. Зато те, кто выжил, развернулись по-настоящему. Украв у жителей страны миллиарды долларов, они умудрились предстать в общественном мнении безобидными придурковатыми клоунами-миллионерами, потешающими публику туповатыми шутками, громкими скандалами и комично-криминальными выходками.
Безусловная звезда в этом цирке забавных девелоперов, разумеется, Сергей Полонский. Много лет кряду истории о приключениях этого коммерсанта веселят российскую общественность и пугают скучных участников международных экономических форумов. Впрочем, скоро веселье может кончиться – Полонский оказался фигурантом одного из самых масштабных хищений последних лет. Оказалось, что он напрямую причастен к подпольной деятельности сети банков, при помощи которых из страны было уведено около 100 миллиардов рублей 40 тысяч вкладчиков. Кроме предъявленного обвинения по статье «мошенничество» у Сергея Полонского есть и другой повод для грусти: его банально «кинули» подельники, которые эту сеть банков и создавали.
Братья Андрей и Алексей Алякины следовали литературной схеме финансовых операций весьма последовательно. Младший, Алексей, по дешевке скупал «на распродаже» старые банковские структуры, готовые к закрытию. Старший, Андрей, служивший до недавнего времени руководителем операционного управления Центробанка РФ, готовил эти «распродажи». После того, как банки оказывались в руках Алексея Алякина, их оборот немедленно возрастал в десятки раз. Источником денежного потока был холдинг Сергея Полонского Mirax Group: через банковские структуры Алексея Алякина в оффшорах исчезали деньги, собранные Полонским и его друзьями на реализацию строительных проектов.
Все шло отлично: при помощи брата Алексей Алякин получил контроль над несколькими небольшими, но солидными на первый взгляд банками: он купил акции «Маст-банка», «Юникорбанка», «Интеркапиталбанка», банка «Окский», «АБфинанса», банков «Пушкино» и «Кедр». Затем вместе с Полонским Алякин взялся за привлечение кредитов и вкладов, без лишнего шума перекачивая миллионы на безымянные подставные компании. Проценты по вкладам целых пять лет выплачивались за счет новых заимствований. Любимым банком Полонского, в котором на какое-то время оседали украденные у инвесторов деньги, был банк «Пушкино», который Алякин приобрел сравнительно недавно – в 2010 году.
Даже когда Сергей Полонский погорел на дольщиках «Кутузовской мили», которым задолжал почти 6 миллиардов рублей (их он вывел через банк «Пушкино»), партнеры не отчаялись. Полонский просто оставил свой бизнес (к тому времени группа «Mirax» уже весьма откровенно называлось «Potok») Алексею Алякину, а сам уехал в тур по Камбодже, где быстро сел в тюрьму.
Пока Полонский наслаждался экзотичным отдыхом в азиатских застенках, братья Алякины сообразили, что лавочку пора сворачивать. Старший спешно покинул Центробанк, а младший вывел все активы банка «Пушкино» за границу, после чего братья отбыли в Израиль. Всего, по некоторым данным, они прихватили с собой около 800 млн. долларов, из которых 200 млн. – доля самого Полонского.
Едва выйдя из камбоджийской тюрьмы, Полонский устремился в Израиль, откуда его быстро выпроводили обратно в Камбоджу – без денег и всякой надежды когда-либо поквитаться с оборотистыми банкирами Алякиными, которые в России также обвиняются в мошенничестве.
А 11 октября Центральный банк РФ подал в арбитражный суд Москвы иск о признании банка «Пушкино» банкротом. Предварительные выплаты вкладчикам, на данный момент, составляют 20,2 миллиарда рублей.
Братья Алякины пока тихо сидят в Израиле, весьма довольные скоропостижным отъездом Сергея Полонского в кампучийские джунгли, где можно вытворять в буквальном смысле что угодно, если недорого подкармливать туземных чиновников.
Впрочем, тропики сильно меняют сознание: недавно Сергей Полонский заявил, что вернется в Россию и отдаст полтора из шести миллиардов рублей, которые задолжал совладельцам «Кутузовской мили» в обмен на личную неприкосновенность. Гарантом якобы выступит контракт с Алякинами на покупку фирм Полонского на общую сумму в 300 миллионов долларов (при этом долги этих фирм на момент покупки зашкаливали за 400 миллионов). С учетом того, что всего братья Алякины за компанию с Полонским увели из России в десять раз больше – довольно глупая попытка уладить финансовые вопросы с родиной. Ведь обман дольщиков «Кутузовской мили» - сущий пустяк по сравнению с другими аферами, которые провернула троица комбинаторов.
Примечательно, что половина из ста миллиардов рублей была украдена напрямую из госбюджета. После банкротства банка «Пушкино» государственному Агентству по страхованию вкладов придется выплатить вкладчикам банковских структур Алексея Алякина грандиозную сумму примерно в 50 млрд. рублей. Это – абсолютный рекорд по убыткам за всю историю страхования вкладов в стране. В России на эти деньги можно построить, например, 25 тысяч частных домов со всеми коммуникациями.
Прямые государственные убытки от афер подельников, впрочем, могут возрасти еще в несколько раз – Алякин и его структуры до сих пор контролирует три банка, через которые подельники выводили деньги в оффшоры. Если Алексей Алякин сумеет опустошить их счета в ближайшее время, Агентству по страхованию вкладов снова придется раскошелиться, и предсказать размер будущих выплат вкладчикам пока невозможно. Если государство в лице Центробанка, контрольных органов и силовиков не подсуетится и не арестует скопом все имущество, фирмы и счета Полонского и Алякиных, госбюджет потеряет еще пару сотен миллиардов без всякой надежды на возвращение.
Хочется верить, что на этот раз Полонский не отделается обещаниями осчастливить дольщиков «Кутузовской мили», а братьям Алякиным лучше последовать его примеру и поглубже зарыться в Третий мир. Хоть наглость – второе счастье, но оно обычно недолгое. Из 40 тысяч «кинутых» Алякиными и Полонским вкладчиков некоторые могут вдруг оказаться очень мстительными.