Госслужба и прозрачна и трудна
Владимир Путин создал механизм президентского контроля за доходами и расходами чиновников
Расходы и доходы любого чиновника будет контролировать лично Владимир Путин через главу своей администрации Сергея Иванова и президентский совет по противодействию коррупции. Указы по этому поводу подписал вчера президент в развитие мер, заложенных в антикоррупционное законодательство. Согласно указам, сведения о расходах госслужащие должны представить до 1 июля, а ближайшие три месяца господин Иванов уже назвал "переходным периодом" для чиновников, которые готовы избавиться от зарубежных активов. Тем не менее в Кремле уже ждут оттока чиновников с госслужбы. Эксперты считают, что контролировать чиновников должен "орган, независимый от всех ветвей власти".
Вчера Владимир Путин подписал два указа, устанавливающие порядок подачи чиновниками справок о расходах и сроки отчетности,— чиновники должны будут до 1 июля представить сведения о расходах. Проверкой достоверности представленных сведений займутся глава президентской администрации (АП) Сергей Иванов и возглавляемый им же президиум президентского совета по противодействию коррупции. О выполнении указов глава АП должен доложить президенту до 1 октября. Возложив на свою администрацию всю полноту контроля за чиновничьими доходами и расходами, президент неожиданно завершил прошлогоднюю дискуссию, в ходе которой предлагалось наделить такими полномочиями прокуратуру, Счетную плату, Росфинмониторинг или налоговые службы. Напомним, закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" был принят в прошлом году (свои доходы и имущество чиновники декларируют с 2009 года), а вступил в действие с 1 января 2013 года. Однако до сих пор порядок предоставления сведений о расходах не был установлен.
При этом в Кремле инициативы Владимира Путина напрямую увязывают с идеей национализации элиты — закон, запрещающий чиновникам владеть счетами в зарубежных банках, акциями иностранных фирм и ценными бумагами, президент внес в Госдуму в феврале (принят в первом чтении). "Если у человека есть зарубежные счета, мы даем ему три месяца для того, чтобы от этих счетов избавиться, но до 1 июля он должен об этом доложить и показать это в декларации",— разъяснил вчера смысл президентских указов Сергей Иванов. Эти три месяца господин Иванов назвал "переходным периодом" и объяснил причину его экстренного введения: "Мы не хотели, чтобы кто-то нас обвинил в том, что мы тянем резину и 2012 год пропускаем, а только с 2013 года вводятся новые правила игры, которые будут задекларированы аж в 2014 году".
Переходный период, подчеркнул господин Иванов, предоставляется не только работникам органов госвласти, но и работникам госкорпораций, в том числе главам "Газпрома" и "Роснефти". Глава "Роснефти" Игорь Сечин, как выяснилось вчера же, не нуждается в переходном периоде. "Все деньги держим в России",— сообщил вчера информагентствам пресс-секретарь господина Сечина. Пресс-служба газовой монополии также сообщила, что у Алексея Миллера за рубежом нет ни банковских счетов, ни акций.
Сергей Иванов не исключает, что в результате этих мер начнется отток кадров с госслужбы. "Установлены новые правила игры, чиновникам придется их принять вне зависимости от того, нравятся они им или нет,— сказал источник в президентской администрации.— Люди должны сами расставить приоритеты и понять, что им важнее — служба или все остальное. Некоторые расстанутся со счетами и имуществом, но уже сейчас ясно, что некоторые чиновники предпочтут не дожидаться, когда Иванов доложит Путину о результатах проверки деклараций, и уволятся сами".
Собственно в указах Владимир Путин подробно расписал, кто и кого должен контролировать по части соответствия расходов доходам. Управление президента по вопросам госслужбы и кадров, которое курирует помощник президента Евгений Школов, осуществляет контроль за расходами "лиц, замещающих государственные должности РФ" — в частности, федеральных министров, а также членов Совета директоров Центрального банка и зампредов Центробанка. Глава президентской администрации будет контролировать расходы членов руководства Центробанка, первого заместителя и заместителей генпрокурора, а также руководителей и замруководителей аппарата в ряде ведомств: Совете федерации, Госдуме, Центризбиркоме и Счетной палате.
Однако решение по итогам проверки, как зафиксировано в указе, будет принимать президиум президентского Совета по противодействию коррупции, которым руководит глава президентской администрации. Причем "у президиума появляется право затребовать и проверить любую декларацию любого чиновника, вплоть до муниципального, если возникают вопросы, и проверить их", как заявил вчера Сергей Иванов. Проверить можно будет декларацию любого из "более чем миллиона человек, которые ее подают".
В связи с этим господин Иванов сообщил, что и в прошлые годы проверялась достоверность сведений чиновников о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, по его сведениям, в 2012 году декларации представили "1,3 млн госслужащих, как государственных, так и муниципальных". 211 тыс. деклараций подверглись проверке. По итогам были уволены 322 человека, в том числе генералы МЧС.
"Уже можно констатировать, что нововведения дают вполне ощутимые результаты",— заявил вчера лидер думской фракции "Единая Россия" Владимир Васильев, уточнив, что меры, заложенные в президентские указы, станут "очень хорошим лекарством от коррупционных действий, которые оборачиваются большими потерями для государства". По его словам, "реализуемая система мер станет надежной гарантией того, что во власть будут приходить люди, цель которых — не набрать денег и уехать за границу, а сделать жизнь в родной стране лучше".
"Будут показательные на всю страну изгнания чиновников по два-три на каждом уровне, и на этом все закончится",— заявил депутат Госдумы, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Коммунист, в частности, не понимает, зачем президенту понадобилось "право затребовать и проверять декларации чиновника любого уровня, если эти декларации и без этого выкладываются в интернете на сайтах соответствующих органов власти".
В экспертном сообществе сдержанно восприняли очередные антикоррупционные инициативы Владимира Путина. С одной стороны, "это лучше, чем ничего", заявила гендиректор Центра антикоррупционных исследований "Трансперенси Интернешнл — Россия" Елена Панфилова, имея в виду "орган, который будет проверять расходы чиновников на соответствие их доходам". С другой стороны, "это управление внутри президентской администрации". Но такой орган, по словам госпожи Панфиловой, "должен быть независимым от всех ветвей власти и работать на постоянной основе, а не только в период подачи деклараций". Позитивным моментом она считает то, что президент своим указом дает гарантии, что "лица, сообщившие о фактах коррупции чиновников, будут находиться под защитой государства". Но указ, уверена она, может гарантировать "защиту таким лицам только из числа самих госслужащих". А чтобы обеспечить защиту любому "гражданину, сообщившему о фактах коррупции, нужно было принимать закон". Этот закон "должен был появиться к апрелю 2013 года", отметила госпожа Панфилова, сославшись на "Национальный план противодействия коррупции", утвержденный в марте прошлого года президентом Дмитрием Медведевым.