Страшная выгода
События в Японии вызвали у людей фобии, на которых цинично и умело наживаются спекулянты
Население Дальнего Востока после катастрофы на японской АЭС «Фукусима-1» пришло в панику. Несмотря на заявления властей, что радиоактивной угрозы нет, местные жители принялись скупать все, что может их обезопасить. С прилавков стали исчезать радиационные дозиметры, появился интерес к противогазам и защитным костюмам, в аптеках сметены йодсодержащие препараты, а в магазинах – красное вино и морская капуста. Причем предприниматели и спекулянты не замедлили повысить цены на товары, вмиг ставшие дефицитными. Дальневосточники стали вызволять своих родственников из Японии и перебираться в европейскую часть России. Спрос на авиарейсы резко взлетел вверх, что аукнулось завышением стоимости билетов. Подобная ситуация происходит в России не впервые. Страхами граждан ловко пользовались таксисты после теракта в «Домодедово» и аптеки – во время смога из-за пожаров в Подмосковье и истерии вокруг якобы имевшей место эпидемии свиного гриппа...
После японской трагедии директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Леонид Большов дал свой прогноз: «Угрозы здоровью населения России нет». Эксперт утверждает, что даже та максимально возможная доза облучения, которую получили жители Токио, не опасна для жизни и здоровья. В МЧС России сообщают, что регулярно изучают ситуацию в Дальневосточном регионе – к разведке привлечены четыре вертолета, уровень радиационного фона измеряют на кораблях береговой охраны, которые находятся в море. Фактов ухудшения радиационной обстановки не зафиксировано. Подтверждают это не только правительственные, но и общественные организации. «Имеется аппаратура, наблюдающая за состоянием изменения загрязнений воздуха и воды, – сказал директор по программам «Гринпис России» Иван Блоков. – Судя по тому, что она показала, даже если ошиблась в тысячу или миллион раз, все равно опасности нет. Насколько я могу судить, выбросы на АЭС существенно меньше, чем при ядерных испытаниях. Я в чернобыльской зоне хожу без всякого костюма и респиратора и не боюсь. Та радиация, которую ветра принесут из Японии на Сахалин, в десять миллиардов раз меньше, чем то, что есть сейчас в Чернобыле».
В центре Владивостока для особо недоверчивых установлен счетчик Гейгера. Однако местные жители все равно предпочитают приобретать личные счетчики. И, как правило, сразу нашлись те, кто решил поживиться на страхах людей. На Сахалине цены на дозиметры подскочили в пять раз, но их все равно расхватали, как горячие пирожки. В Приморье все аппараты для измерения радиации, похоже, скупили предприимчивые дельцы, которые стали их перепродавать. «Они у нас долго лежали и спросом практически не пользовались, – рассказали во владивостокском магазине «Омега», на прилавках которого еще совсем недавно были индикаторы радиоактивности «Нейва». – Но после аварии на японской АЭС аппараты в момент раскупили. Некоторые покупатели приобретали сразу по нескольку штук. Но мы цену не поднимали».
В магазинах дозиметры закончились, зато сразу появились объявления об их продаже через Интернет. Но уже не по две тысячи рублей, как на прилавке, а по 10 тысяч. Прилагаемая к ним реклама буквально кричит: «Прибор измерения радиации – дозиметр! Не верьте СМИ!!! Измеряйте сами!!! Поверьте – это не шутки! И такая ситуация может быть не на один год, а на десятки лет!!! Производство России!!! Осталось пять штук».
Магазины, изначально торговавшие дозиметрами, запросили новые аппараты у заводов-изготовителей. Но те оказались не готовы к ажиотажному спросу и пока еще не прислали новые партии. Местным жителям стали предлагать даже противогазы и специальные костюмы, якобы защищающие от радиации. «Костюм – не первый предмет для безопасности, – комментирует Иван Блоков. – В таких случаях самое первое, что нужно делать, – это защитить органы дыхания».
Люди, потерявшие доверие к власти, готовятся к худшему. Россияне стали покидать Японию, но столкнулись с дефицитом билетов. «У нас возникли проблемы с бронью – были билеты с открытой датой и нам не хотели их отдавать, – рассказала учащаяся языковой школы в Токио Светлана. – Уже во Владивостоке родители стали звонить в авиакомпанию, лишь после этого нам удалось улететь». Некоторые авиапассажиры жаловались на резко подскочившие цены. «В понедельник я брала дочери билет здесь, в России, за 30 тысяч рублей, – сказала жительница Владивостока, встречавшая из Японии дочь. – На следующий день она позвонила, попросила взять билет подружке, а он стоил уже 43 тысячи».
Компания «Владивосток Авиа» категорически отрицает обвинение в повышении цен. «Если вы столкнулись со случаем спекулятивного или неправомерного, по вашему мнению, увеличения цены авиабилетов «Владивосток Авиа» из Токио или Ниигаты во Владивосток, Хабаровск или Южно-Сахалинск, то, пожалуйста, обратитесь в информационный центр нашей авиакомпании», – призывает она. Конечно, стоимость билетов на один и тот же рейс может отличаться в несколько раз. Все зависит от того, каким классом летит пассажир. «Так что если закончились билеты эконом-класса, то вполне правомерно покупателям предложили более дорогие – бизнес-класса», – пояснили в авиакомпании в неофициальной беседе. Вопрос в том, действительно ли закончились билеты эконом-класса или предприимчивые агенты решили воспользоваться ажиотажем, чтобы продать более дорогие места в самолете? Этим вопросом сейчас занимаются в Приморском управлении ФАС. «По авиабилетам идет рассмотрение материалов», – уведомил специалист УФАС по Приморскому краю Дмитрий Абросимов.
Также появилась информация, что возросли цены и на внутренние рейсы. Тем не менее авиаперевозчики поспешили заверить, что не повышали тарифов. «Наша компания не повышала и не планирует повышать свои тарифы на рейсах между Москвой и Южно-Сахалинском», – заверили в авиакомпании «Трансаэро». «На ближайшие рейсы по маршруту Южно-Сахалинск–Москва стоимость авиабилетов экономического класса не превышает 36 тысяч рублей без учета такс и сборов», – отметили в авиакомпании «Аэрофлот». Компании просят жителей сообщать о случаях повышения цен, отмечая, что пустили дополнительные рейсы по этому маршруту.
Кроме того, в Приморье ощутимо подорожали подержанные автомобили, импортируемые из Японии. «Спрос не сказать что очень сильно, но повысился, – сказал автодилер Александр. – Люди, планирующие покупку машины, боятся, что в Приморье окажутся авто-«утопленники», то есть те машины, которые накрыли волны цунами. Такие автомобили после сушки первое время могут нормально ездить, но морская вода, попавшая внутрь, все равно разъедает внутренности, в первую очередь электрику, и, в конце концов, машина встает намертво. Спрос повышается – цены поднимаются. В среднем цены выросли, по моим прикидкам, на 40–50 тысяч рублей». Эксперты, напротив, ожидают падения цен на подержанные машины на внутреннем японском рынке. Ведь в Стране восходящего солнца возник острый дефицит автомобильного топлива. Не исключено, что японцы дружно начнут избавляться от автомобилей и сбрасывать их на вторичный рынок, что должно повлечь снижение цены.
На днях японские специалисты обнаружили повышенный уровень радиации в молоке и шпинате в районе близ аварийной АЭС. Власти страны распорядились прекратить продажу всех продуктов питания из префектуры Фукусима. Вслед за этим в России был введен радиационный контроль над продуктами из Японии. Об этом сообщил руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Но случаев превышения радиационного фона проверки пока не выявили. «Серьезной зависимости российского рынка от японских товаров и продуктов питания не существует, – сказал глава правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Что касается спроса на дозиметры – хотят люди их покупать, поэтому и покупают. Меры воздействия на предпринимателей могут быть только в том случае, если в регионе была введена чрезвычайная ситуация. Тогда какое-либо регулирование цен возможно. Когда летом у нас были пожары, повышались цены на защитные маски, но потом снизились, государство ведь никак не вмешивалось в эту ситуацию».
Это уже не первый случай спекуляций на страхах людей. К примеру, после недавнего теракта в аэропорту «Домодедово» перевозчики, пользуясь паникой, задирали цены до 15–20 тыс. рублей за поездку. Пользователи социальных сетей сообщали: «Таксисты опять от рук отбились, 10–20 тысяч – это, конечно, круто!», «За то, чтоб уехать из «Домодедово», московские таксисты требуют по $600». Завышали таксисты цены и в конце декабря 2010 года, пользуясь авиационным коллапсом, который случился из-за ледяного дождя в Москве. Тарифы взлетали до 10–15 тысяч рублей из аэропорта до города. Активизировались и мошенники. Были случаи, когда горожане получали SMS с текстом: «Я в аэропорту, тут ужас, положи 5000 рублей на телефон». Подобные сообщения были распространены и после терактов на станциях московского метро «Лубянка» и «Парк культуры», совершенных 29 марта прошлого года.
Наживались на страхах и во время эпидемии свиного гриппа. В столичных аптеках популярный противовирусный препарат «Арбидол» тогда подорожал до 270 рублей (минимальная цена – 140 рублей). Оксолиновая мазь при минимальной цене 11 рублей обходилась в 32 рубля. При этом дефицита лекарств не наблюдалось, а отдельные специалисты утверждали: от обычного гриппа люди погибают не меньше, чем от свиного.