Степашин займется ревизией антитеррора
Из выделенных на безопасность транспортных коммуникаций почти 6 млрд рублей не потрачено ни копейки
В Госдуме был переутвержден на новый, шестилетний срок глава Счетной палаты (СП) Сергей Степашин. Президентом Дмитрием Медведевым ему поручено проверить расходование средств на антитеррористическую деятельность. В помощь главному контролеру был принят президентский закон, утвердивший обязательность существования на региональном и муниципальном уровнях финансово-надзорных органов. Эксперты высказывают сомнения в их эффективности.
Ведомство в последнее время активно присутствует в информационном пространстве страны. Борьба с коррупцией, контроль за системой госзакупок, инспекция потраченных на транспортную безопасность бюджетных денег... Создается впечатление, что СП – едва ли не единственная опора президента. Именно Сергей Степашин накануне недавнего заседания президентского Совета по противодействию коррупции отчитался перед Дмитрием Медведевым. После чего уже на самом заседании глава государства неоднократно ссылался на данные СП и обращался с репликами к ее председателю.
Утвердив в прежней должности председателя СП Сергея Степашина, Дума одобрила также отчет СП о ее деятельности в 2010 году.
Отчего же и Госдума относится к руководителю СП с таким пиететом? Ведь несмотря на плотную работу Степашина с президентом, Счетная палата, как гласит Конституция, – орган, полностью формируемый Федеральным собранием. Председателя СП и половину из ее 12 аудиторов утверждает ГД, а его заместителя и другую половину – Совет Федерации. И для парламента существование Счетной палаты – практически единственная возможность проявить свое полномочие по контролю за исполнением закона о бюджете.
Правда, в середине нулевых вся номенклатура СП из-под тотального контроля законодателей была выведена и переключена на президента. Но это создало для Степашина еще больше возможностей. Недаром все последние годы каждый из его докладов, которыми сопровождались все первые бюджетные чтения, всегда был наполнен весьма жесткой антиправительственной критикой. Что тоже не могло не нравиться депутатам – даже из правящей партии, отношения которой с исполнительной властью, как говорится, «сложноподчиненные».
А еще Степашин в каждом своем думском выступлении позволяет себе прозрачно намекать на разные интересные обстоятельства. Не обошлось без этого и вчера. Но начал свое думское выступление глава СП с представления общих данных. В 2010-м произведена 371 проверка, а еще было 130 аналитических мероприятий. Среди них Степашин упомянул и самое скандальное на сегодня. Имеется в виду работа в Абхазии, где СП проверяла эффективность освоения российских бюджетных средств, что вызвало резкое недовольство части местных товарищей. Впрочем, по мнению Степашина, «там больше политики оказалось». А нарушений по всем проверкам было выявлено примерно на 500 млрд. руб. В 217 случаях материалы были направлены в правоохранительные органы, отчего уже сейчас там имеется 41 уголовное дело. Назначено несколько сотен административных взысканий чиновникам, а десятка полтора уже и уволены.
Счетная палата активно взаимодействует с силовиками, но вводит и новые способы контроля. Среди которых – антикоррупционная экспертиза законодательства, аудит эффективности бюджетных расходов, всероссийское исследование системы госзакупок и, наконец, стратегический аудит. Ему, кстати, уже была подвергнута одна из главных отраслей страны – нефтеперерабатывающая. И сразу же было выявлено «несоответствие между планируемыми масштабами инвестиций и прогнозируемыми изменениями структуры и объемов производства». Соответствующий доклад, заметил Степашин, уже отправлен вице-премьеру Игорю Сечину.
Впрочем, сам глава СП признается, что с контролем над финансовыми потоками проблем нет, но есть проблема с контролем за эффективностью расходования данных денежных потоков. Один из них, как известно, был летом прошлого года направлен на повышение транспортной безопасности. Вчера Степашин, во-первых, объявил, что СП приступает к проверке в этом направлении, а во-вторых, не стал отрицать печальных данных, приведенных коммунистами. Оказывается, что из предусмотренных в бюджете на защиту транспортных коммуникаций, в том числе и от террористов, 5,8 млрд. в 2010 году не освоено ни копейки. А еще Степашин признался, что его неприятно удивила плачевная ситуация с финансами в Московской области – в целом не самого бедного региона страны. Кстати, по его словам, в Москве тоже грустная картина получается, хотя проверка столичных авгиевых конюшен пока не закончена. Пообещал вчера Степашин депутатам и проверку подлинной стоимости интернет-сайтов различных органов власти и госструктур, отметив, что эта тема – заказать интернет-страницу задешево, а из бюджета взять 2–3 млн. – для него пока малоисследована.
В общем, Счетная палата работает много и эффективно, говорил вчера и сам Степашин, и, что более удивительно, даже представители оппозиционных фракций. Никто ему никаких претензий за весь день не предъявил. Наоборот, все его лишь хвалили, называя даже самой эффективной правоохранительной структурой России. Так, КПРФ сказала о «специальном, особом лице Счетной палаты». В ЛДПР вообще заявили, что за последние 10 лет ни один прогноз СП, в том числе и по проектам бюджетов, не оказался ошибочным. «Справедливая Россия» признала, что в СП «создана самая профессиональная и, может быть, единственная в стране команда финансистов-бюджетников». То есть Степашин со товарищи сделали практически невозможное.
Однако даже самый лучший контрольный орган федерального уровня не может висеть в воздухе. До сегодняшнего дня создание региональных и местных счетных палат остается личным делом каждого уровня власти. Но такая ситуация будет существовать уже недолго. Пообщавшись со Степашиным и выдав ему новый мандат, Дума приняла во втором чтении президентский законопроект об обязательном наличии контрольно-счетных органов в субъектах РФ и муниципалитетах. И хотя они напрямую Счетной палате подчиняться не будут, все равно скоро у Степашина появится мощный фундамент для еще более масштабных проверок российских бюджетного разгильдяйства и финансового бездорожья.
Возросшее влияние чиновника отмечает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. Эксперт напомнил, что Степашин был сторонником реформы МВД, и некоторые его предложения были озвучены еще до официального объявления перестройки силового ведомства: «У Сергея Степашина сложились теплые личные отношения с Медведевым». Однако эксперт сомневается, что учрежденные контрольные органы серьезно помогут борьбе с коррупцией: «Коррупция у нас является системной. И нарушения местных властей в сфере расходования средств бывают вынужденными. Часто средства на отопление приходят в июле, а на зарплату врачам – зимой... Соответственно любой администратор поменяет их бюджеты, что является также нецелевым расходованием».
Есть нарушения, которые носят коррупционный характер, отмечает собеседник: «Но у Счетной палаты отсутствуют прокурорские функции. То есть она может представить доклад, а все остальное – уже функция правоохранительных органов. И возникают вопросы: допустим, обнаружены случаи коррупции – насколько эти сигналы будут восприняты правоохранительными органами? Будут ли по их результатам инициированы уголовные расследования? Или доклады контролеров сдадут в архив?»