А жизнь – копейка
За пять лет количество смертельных случаев в структуре РЖД не уменьшилось
«Судьба – индейка, а жизнь – копейка!» - говорил драгунский капитан в «Герое нашего времени», готовя Грушницкого к дуэли.
Сегодня эта фраза невольно приходит на ум сотням рядовым сотрудникам ОАО «Российские железные дороги», когда они просто выходят на смену, которая становится для них испытанием почище дуэли. К сожалению, 2010 год не принес улучшений в систему обеспечения безопасности труда железнодорожников. Сложившуюся ситуацию вынужден был признать даже председатель Российского профсоюза железно¬дорожников и транспортных строителей Николай Никифоров. Он заявил, что «коэффициент частоты травматических случаев со смертельным исходом практически не изменяется в течение последних пяти лет. Это свидетельствует о существующих в компании рисках травмирования и недостаточности принимаемых мер по улучшению условий и охране труда».
Между тем на финансирование мероприятий по предупреждению травматизма ежегодно выделяется почти три миллиарда(!) рублей. Но уровень травматизма остается крайне высоким.
В 2009 году на предприятиях компании зафиксировано 620 ЧП. По оценкам профсоюза, показатели травматизма у путейцев выше общесетевых на 28%, у энергетиков – на 74,3%.
В 2010 г. итоги еще не подведены, но рост смертей на производстве по сравнению с 2009 годом зафиксирован на Северо-Кавказской, Октябрьской, Южно-Уральской, Сахалинской железных дорогах, в центральных дирекциях по ремонту грузовых вагонов и управления перевозками. Ухудшилось положение в Первой грузовой компании, «РЖДстрое».
Всего же только от наездов подвижного состава за последние пять лет погибли 140 человек, из них большая часть (51%) – в хозяйстве пути, из-за поражения электротоком в хозяйстве электрификации и электроснабжения погибли 43 человека.
В профсоюзе признают – многих несчастных случаев можно было избежать, если бы на предприятиях выполнялись мероприятия, разработанные по каждому такому факту, проводилась профилактическая работа по их предупреждению, если бы штат был укомплектован квалифицированными работниками, если бы…. «На практике она зачастую сводится к формализму без серьёзного разбора обстоятельств гибели», – говорит заместитель председателя Роспрофжела Сергей Железнов.
По словам Николая Никифорова, причина столь грустной картины - не только в пресловутом «человеческом факторе». «Кто толкает работников на нарушения требований охраны труда? – спрашивает он. - Например, при проверках технической инспекции труда выявлено, что в хозяйстве электрификации и электроснабжения работники обеспечены защитными средствами лишь на 75,6% от потребности. А в Сургутской дистанции электроснабжения – лишь на 11,8%. В районе контактной сети Новочеркасск Ростовской дистанции электроснабжения из 13 наименований защитных средств имеются лишь три».
- Не секрет, что у нас практически 47% рабочих мест только в компании ОАО «РЖД» не соответствуют санитарным нормам и правилам, - констатирует Никифоров.
Возникает вопрос: куда уходят те самые три миллиарда рублей, предназначенные на профилактику травматизма? И когда РЖД будет оценивать жизнь сотрудников не в копейку?
P.S. В качестве послесловия. На станции Тында Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» погиб тридцатилетний осмотрщик-ремонтник вагонов. Трое детей остались без отца. Машинист тепловоза вины не признал и пытался «повесить» ее на погибшего.
В Амурской области вынесен приговор двум работникам Дальневосточной железной дороги (ДВЖД, филиал ОАО «РЖД») за нарушения правил охраны труда, которые привели к гибели двух путейцев и причинению тяжкого вреда здоровью третьего рабочего (на них наехал пригородный поезд). Руководящие работники получили 2 и 1 год условно….