Эксперты: У нас проблема в отсутствии содержательной оппозиции
![Эксперты: У нас проблема в отсутствии содержательной оппозиции](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/31675/114big.jpg)
Политологи продолжают комментировать акции, которые проводит "несистемная" оппозиция. Напомним, что одна из таких акций прошла в минувшую субботу на Пушкинской площади в Москве. На митинге присутствовали активисты движений "Солидарность", Объединенного гражданского фронта (Гарри Каспаров) и "Левого фронта".
Даже по оценкам СМИ, симпатизирующих оппозиционерам, в акции на Пушкинской (согласованной с властями) приняло участие порядка 500 человек. По оценкам ГУВД число митингующих было еще меньше - около 300 участников митинга и порядка 60 журналистов.
Между тем, с марта месяца в интернете оппозиционеры собирают подписи за отставку Владимира Путина. Этот лозунг был одним основных на митинге в субботу. Однако в реальности получилось, что организаторы сумели собрать едва ли не 200 раз меньшее количество людей, чем якобы подписалось под петицией...
Ситуацию комментируют директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев и главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев
Валерий Фадеев:
- Эти люди, эти организации вообще не являются оппозицией в классическом понимании этого термина. Это некая тусовка, это такая игра для них околополитическая. В этой тусовке, как я понимаю, о содержании особо никто и не думает. Знаете, если профессиональная команда выходит играть в футбол, то там тактика, техника, физическая подготовка, подготовка к матчу конкретному. А это – дворовой командой вышли, мячик погоняли.
Это проблема нашей политической среды. У нас проблема не в оппозиции, а в отсутствии содержательной оппозиции. Поэтому у нас в оппозиции, к сожалению, вот эти вот бессодержательные структуры.
Максим Григорьев:
- Внесистемная оппозиция делает все усилия, чтобы оставаться такой. Понятно, что ни одна политическая структура, которая ждет какой-то поддержки со стороны граждан, не может основной своей задачей ставить требование упразднения всей существующей структуры государства. Одновременно с тем уровнем поддержки, которым обладают и президент, и премьер-министр, и политические партии, мы понимаем, что как минимум порядка 70 процентов населения России однозначно высказывались в поддержку существующей политической системы.
Та политическая сила, которая в качестве основного своего требования, говорит о том, что существующая политическая система должна быть уничтожена, идет против тех людей, которые поддерживают эту политическую систему. Прежде всего, это говорит о том, что, безусловно, эта сила не планирует стать политической, в сущности, и не планирует хотя бы получить какую-либо поддержку со стороны граждан.
Кроме того, я думаю, что, выдвигая такие требования, такого рода структуры, такого рода объединения, конечно, ориентируются на очень небольшое количество своих сторонников, а, возможно, на те или иные структуры, которые не относятся к числу внутрироссийских, которые оценивают их действия…
Понятно, что такого рода лозунги не несут в себе ничего позитивного, не предлагают никаких путей, не предлагают планов развития, в сущности, останавливаются на первом главном лозунге, требовании к демонтажу той политической системы, которая существует в Российской федерации. Каких-либо программ, альтернативных существующей системе, каких-либо программ экономического развития эти структуры не представляют и не предлагают…
Структуры, которые проводят такого рода мероприятия, для обновления информационного фона используют, как правило, достаточно простой метод. Они либо принимают новые названия, либо соединяются несколько старых вместе, возможно, потом они распадаются, но так или иначе переконфигурируются в совершенно виртуальном плане. Как правило, речь не идет о новых людях, речь не идет о новых известных фамилиях. В общем-то, это одна и та же команда людей, которая каждый раз берет себе новое название для виртуального представления в информационном поле.