Ашот Егиазарян: «У нас были планы создать цифровое телевидение»
Или история о том, как депутат Госдумы от ЛДПР Егиазарян получил сотни миллионов бюджетных рублей, но телевидения почему-то не создал
Не так давно в интервью центральному бизнес-изданию известный не меньше своего вождя, «Вольфовича», думский депутат Ашот Егиазарян с ностальгией вспоминал о том, как во второй половине 90-х он трудился на медийной ниве.
И «Проф-медиа»-то он, оказывается, создал, и канал «Московия» - его детище. И контрольный пакет издательства «Пресса» у него был.
А еще был план создать совместно с Потаниным медиа-холдинг со своим ТВ.
Об этом ТВ следует рассказать поподробнее.
17 декабря 1996 года Правительство издает Постановление, согласно которому на базе имущества Центра по производству программ (г. Москва, ул. Шаболовка, 35) и Станции приема и передачи программ ВГТРК (г. Клин, Московская область) предполагается учредить ОАО «PTP-Сигнал» с закреплением за ВГТРК 25,5% акций этого акционерного общества. Что характерно: никакого изменения формы собственности предусмотрено не было.
Проект, по словам его «паровоза», молодого банкира и выпускника МГУ Ашота Егиазаряна, сулил необычайные блага всей стране и небывалую экономию средств – чуть ли не в семь раз.
При этом предполагалось для завершения строительства привлечь иностранные инвестиции, хотя, в нарушение законодательства, требования по их использованию указаны не были. Забегая вперед скажем, что это и другие нарушения позволили г-ну Егиазаряну реализовать все свои незаконные схемы.
В оплату уставного капитала создаваемого общества, без оформления соответствующих разрешительных документов службы Госсвязьнадзора России Госкомимуществом России помимо указанных зданий были переданы земная станция спутниковой связи фирмы «Сайнтифик-Атланта» и радиорелейная линия Москва-Клин. Это также было нарушением закона, поскольку фактически отчуждало госимущество.
Акционеров у РТР-Сигнал стало двое, причем государству в лице ВГТРК принадлежало 25,5% акций, а ОАО Уникоминвест-центр, структуре Егиазаряна – 74,5%.
Когда пришло время ставить имущество на баланс, то оно было оценено в 10(!) раз меньше своей реальной стоимости.
И дальше начинается традиционная схема размыва госпакета и вывода активов. В марте 1997-го в течение трех(!) дней проводятся две допэмиссии акций, которые тут же выставляются единым пакетом на продажу.
Егиазарян торопился, поэтому была допущена масса нарушений, которых, видимо, за щедрую мзду, чиновники предпочли не заметить. Конкурс по купле-продаже акций проводится с грубейшими нарушениями правил: его проводит комиссия, которая не имеет полномочий это делать; объявление в «Известиях» о торгах не содержит сведения, которые обязано содержать; конкурс проводится закрыто – сторонних участников к нему не допускают. В конкурсе участвуют только две компании, которые для подтверждения выполнения условия участия в конкурсе предоставили письма от некой фирмы «Романтис».
Данная компания принимала обязательства предоставить для «РТР-Сигнал» права на использование спутника сроком на 9 лет. И что характерно: обязательство вступало в силу исключительно в случае победы на конкурсе OAO «Уникоминвест-Центр» или АКБ «Московский национальный банк», то есть тех самых двух компаний, принадлежавших, как уже хорошо известно, Ашоту Егиазаряну. Причем представленные в комиссию письма на бланке фирмы «Романтис» не имели реквизитов, не содержали фамилии подписавших их должностных лиц (на письмах разные подписи).
Естественно, что победителем конкурса стало OAO «Уникоминвест-Центр», расчетный счет которого вместе со счетом РТР-Сигнал и счетом для внесения задатка был по странному стечению обстоятельств открыт в… «Уникомбанке».
В итоге получилось, что создание ОАО «PTP-Сигнал», проведение конкурса по продаже его акций и заключение соответствующего договора купли продажи было осуществлено таким образом, что на «Уникоминвест-Центр» как владельца контрольного пакета акций 74,5 % от уставного капитала новой структуры, не были возложены обязательства по использованию этих инвестиций в сумме 370 893,25 млн.руб. на установленные цели.
Проще говоря, Егиазарян мог использовать полученные средства на свое усмотрение.
Пройдет несколько лет и он будет говорить о том, что проект был хороший, что он сам вложил в него 15 миллионов долларов, а нужно было бы 200-300, но не хватило, и потому не получилось… На фоне этих заклинаний хочется спросить: а куда пошли означенные выше инвестиции?
К несчастью для владельца двух банков, вовремя спохватилась Счетная палата, проверявшая деятельность ВГТРК, в том числе и по новому проекту. В результате было установлено, что «образование «РТР-Сигнала» привело к отчуждению собственности у государства».
Однако хорошие связи и «крыша» в госорганах помогли Егиазаряну спустить претензии на тормозах, тем более что в проекте участвовали не чужие ему люди – министр печати Михаил Лесин и министр финансов Михаил Касьянов.
Более того, понимая, что тылы надо крепить, в 1999 году он получил самую надежную «крышу» - корочку депутата Госдумы от ЛДПР. Сколько было за это заплачено Егиазаряном точно сказать невозможно – если, по словам Любови Слиски, в 2005 году место в первой пятерки партии стоило 7 млн (видимо в у.е.), то в 1999-м оно если и было дешевле, то ненамного.
Депутатский мандат, особенно в составе Комитета по бюджету, раскрыл перед г-ном Егиазаряном широчайшие возможности по освоению бюджетных средств, в том числе и под прикрытием уже ставшего к тому моменту фантомным (как и почившие Уникомбанк и Моснацбанк) проектом «РТР-Сигал». И вот, при утверждении бюджета на 2001 год в нем, как по мановению волшебной палочки, появляется ОТДЕЛЬНАЯ строка в разделе внешних ГОСУДАРСТВЕННЫХ заимствований, в которой значится, что 28,6 млн долларов иностранных кредитов достанутся ЧАСТНОМУ по сути предприятию ОАО «РТР-Сигнал».
Народные избранники умудрились не заметить, что согласно статье 76 бюджетного кодекса РФ в программу государственных внешних заимствований могут быть включены только государственные организации, а не частная лавочка зампреда бюджетного комитета. Которая, при всем своем громком названии, никаких услуг по передаче телевизионного сигнала никаким телекомпаниям, в том числе и государственным, не оказывала и не могла оказывать — по той простой причине, что не располагала сетью наземных передающих станций.
Не заметили они и того, что уставной капитал «РТР-Сигнала» ровно в два раза меньше предусмотренной суммы кредита, а при подобных внешних заимствованиях должен быть залог имущества на все 100% предоставляемого кредита…
***
Естественно, что РТР-Сигнал» затух, так и не успев явиться. Сегодня Ашот Егиазарян на вопрос «в каких проектах вы участвуете» отвечает, что «лучше находиться в денежной форме». Одевался Егиазарян всегда хорошо и форму себе он «пошил» хорошую. В том числе за счет десятков миллионов государственных долларов, отпущенных на проект «РТР-Сигнал».
Эти миллионы государство брало в кредит у зарубежных банков. Получила их структура Егиазаряна. Возвращали деньги за счет бюджета. Почему компетентные органы не заинтересовались этой историей тогда – непонятно. Или на расследование дел о фактическом хищении госсредств у нас наложено вето? Или мы начали бороться с коррупцией только с 1 июля 2010 года?
«Общая Газета.РУ» будет следить за развитием событий вокруг депутата ГД РФ А.Г.Егиазаряна.