Жара подняла градус инфляции
Рост цен на зерно приведет к подорожанию продуктов в России
Власти и производители бьют тревогу по поводу роста цен на отечественное зерно, который подстегнули засуха и панические настроения фермеров. России в 2010 году грозит внеплановый рост инфляции на 1,5–2%. Эта ситуация усугубляется также рекордным скачком вверх – на 23% – мировых цен на пшеницу. В итоге россиянам надо готовиться к трудному осенне-зимнему сезону. Эксперты прогнозируют, что хлеб, молоко и мясо вопреки обещаниям чиновников подорожают в России на 10–20%.
Как заявил вчера замглавы Минэкономразвития (МЭР) Андрей Клепач, засуха, которая уже месяц держится в центральных регионах России, может подстегнуть инфляцию. «Нужно оценить масштабы засухи. Если урожай будет 80–85 миллионов тонн, а это достаточно оптимистичная оценка, то это не должно существенно сказаться на темпах инфляции. Если же урожай будет хуже, то это скажется. Но не в августе, а начиная с сентября и дальше, в сентябре–ноябре», – отметил Клепач.
Чуть ранее о столь же нерадостных перспективах сообщили и представители производителей. В частности, президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский сказал, что засуха может добавить 1,5–2% к прогнозируемому уровню инфляции на текущий год – то есть почти до 8–9%. «Инфляционные процессы может подстегнуть рост цен на животноводческую продукцию, поскольку в основном дорожают фуражные культуры, – сказал Злочевский. – А доля расходов на продукцию животноводства превышает в потребительской корзине россиян долю расходов на хлеб».
При этом западные аналитики предупреждают еще об одной опасности слишком засушливой погоды. Жара в России может привести, по их мнению, к ужесточению монетарной политики Центробанка, который будет вынужден ответить повышением ставок. Что, в свою очередь, приведет к увеличению стоимости кредитов.
Обсуждая последствия засухи, Злочевский вчера уточнил, что на самом деле «фундаментальных причин для роста цен на зерно в настоящее время нет». То есть оно дорожает, причем все быстрее и ощутимее, но происходит это почти беспричинно – по вине распространителей слухов о негативных последствиях засухи. Так, по данным РЗС, не засуха, а лишь слухи и психологическая реакция на них фермеров привели к тому, что за минувшую неделю цены на зерно выросли в среднем по стране на 200 руб. за тонну, хотя ранее они росли только на 100 руб.
Наверное, точно такой же психологической реакцией западных фермеров Злочевский объяснил бы и ту тревожную ситуацию, которая сейчас сложилась на мировом зерновом рынке. Засуха в России и в Восточной Европе привела к стремительному росту цен на пшеницу. В минувшую пятницу Всемирный совет по зерну распространил информацию о том, что они резко подскочили вверх – до рекордных показателей. В частности, за последние две недели пшеница на мировом рынке подорожала на 23%. Достигнув на Чикагской зерновой бирже пиковых показателей за последние семь месяцев – около 6 долл. за бушель (примерно 27,2 кг). Причем, как считают опрошенные эксперты, они и дальше продолжат свой рост. «Мировые цены однозначно пойдут вверх, так как засуха и неблагоприятные условия наблюдаются не только в России, но и в Европе, – объясняет председатель Агропромышленного союза России Иван Оболенцев. – Более того, уменьшается сбор зерновых в США, Пакистане, Китае, Канаде, Украине, Индии, Австралии, Турции».
Официальные же прогнозы российских властей пока отличаются завидным оптимизмом. Так, Минсельхоз РФ, возглавляемый Еленой Скрынник, в июле снизил прогноз урожая зерна с 90 до 85 млн. тонн. Верит в то, что России не грозит дефицит зерна, и первый вице-премьер правительства Виктор Зубков. Ранее он уже говорил о том, что страна не только сможет обеспечить хлебом всех россиян, но и сохранит позиции экспортера. В то же время, как заметил вчера в беседе с корреспондентом «НГ» Оболенцев, «Россия по сравнению с прошлым годом недополучит намного больше, чем 14% урожая зерна. Если в прошлом году мы собрали 97 миллионов тонн зерна, то в этом – 76–78 миллионов тонн. Это наши прогнозы, и, возможно, мы их снова скорректируем в сторону понижения. Страховые компании оценивают убытки более чем в миллиард долларов, а прогноз регионов – в 2 раза больше».
Кроме того, эксперты уверены, что рост мировых цен на пшеницу напрямую скажется и на внутренних ценах на этот продукт в России. «Если подорожает пшеница, то, естественно, возрастут цены на хлеб, макароны и прочие продукты, составной частью которых является мука, – рассуждает руководитель департамента налогового и финансового консалтинга «Интерком-Аудит» Андрей Приходько. – Потребление хлебобулочных изделий в России гораздо выше нормы, что является следствием низкого уровня дохода граждан». Поэтому у малообеспеченных слоев населения такой рост цен не вызовет никаких положительных эмоций, что позволяет говорить об усугублении социальной ситуации в стране. Приходько полагает, что можно ожидать рост цен на внутреннем рынке на 10–20%. Примерно в этом же коридоре окажется и рост розничных цен на соответствующие продукты питания.
«Экспортеры смогут предложить более высокие цены на зерно и значительно обострят конкуренцию среди переработчиков. Рост цен на зерно скажется на ценах на муку и в конечном счете на хлеб. Подорожавшие комбикорма поднимут стоимость мяса и молока», – перечисляет последствия скачков мировых цен на пшеницу президент агропромышленной корпорации «Стойленская нива» Дмитрий Древлянский. «Российская специфика состоит в том, что когда зерно дешевеет, цены не падают, а вот когда дорожает, идут вверх. Зерно – основа производства, основа комбикорма для всего животноводства, а это и мясо, и молоко», – напоминает Оболенцев.