Семеро по лавкам
Почему в стране до сих пор не решена проблема очередей в дошкольные образовательные учреждения
Темпы строительства детских садов в Москве будут увеличены вдвое. Такое заявление сделал вчера первый заместитель мэра столицы Владимир Ресин. Параллельно городские власти продолжат работу по «уплотнению» и ремонту имеющихся детских садов, а также по возврату ведомственных дошкольных учреждений. Однако такие меры все равно не изменят плачевную ситуацию, в которой оказались многие маленькие москвичи: без места в детском саду к 1 сентября 2010 года окажутся порядка 33 тыс. человек.
И это в благополучной Москве. Эксперты убеждены: в ближайшее время ликвидации очередей в детские сады ожидать не приходится. Россияне тем временем стараются находить альтернативные способы получения дошкольного образования для детей, включая и не вполне легальные.
Удвоить усилия по обеспечению малышей «вторыми домами» представителей власти заставила удручающая статистика: попасть в детские сады из-за отсутствия мест не могут около 417 тыс. маленьких россиян. Темпы строительства или ремонта зданий просто не успевают за рождаемостью, говорят эксперты. «Условный рост начался примерно в 2006 году, тогда уровень рождаемости повысился на 15% по сравнению с предыдущим годом, – рассказал старший научный сотрудник Института демографии ГУ-ВШЭ Никита Мкртчян. – Прирост обусловлен мерами соцподдержки молодых родителей, а также улучшением экономической ситуации в начале 2000-х. Потенциальных и реальных матерей стало больше: сейчас рожает как раз многочисленное поколение середины–конца 80-х. Кстати, нынешняя ситуация очень похожа на положение в 80-е годы. Тогда тоже много родилось из-за социальных мер: введения детских пособий и отпуска по уходу за детьми».
По прогнозу эксперта, в будущем прирост рождаемости составит 20–25%. С демографической точки зрения это просто прекрасно, но с практической – совершенно непонятно, куда все эти малыши смогут отправиться?
Здесь будет город, а не сад
На 1 января 2009 года в Москве было зарегистрировано 654 тыс. дошкольников. По прогнозам специалистов столичного департамента образования, к следующему учебному году в очереди на получение мест в детском саду будут стоять более 33 тыс. маленьких москвичей. Еще год назад этот показатель был на уровне 22 тыс. Существующие 2,2 тыс. детских дошкольных учреждений не справляются с последствиями «бэби-бума». Самая напряженная ситуация по очередности в детские сады – в районах Марьино, Люблино, Куркино, Рязанском, Ново-Переделкино, Выхино-Жулебино, Головинском и Коптево. Проблемным в этом отношении считается и центр Москвы: старые здания в 90-е либо перепрофилировали, либо построили на их месте что-то новое, а мест для воздвижения новых садов нет.
Про часть садов, как про двухэтажное строение на улице Плеханова, кажется, просто забыли. Дом огорожен забором, здание частично обвалилось, уцелевшие фрагменты стен исписаны маркерами и краской из баллончиков. Однако на окнах первого этажа видны решетки, а сама территория чисто убрана. «В начале 90-х этот ведомственный сад закрыли, но год назад, похоже, решили привести его в божеский вид», – рассказал живущий неподалеку мужчина. «Я помню, как маленькой там играла, хотя сам садик уже был закрыт, – вспоминает другая наша собеседница из числа местных жителей. – Потом дом по кирпичику растащили, а вместо детей там стали собираться гопники и алкаши». Как пояснила риелтор Елена, продающая сейчас это здание за 121,5 млн. рублей, дом пытались реконструировать в 90-х, но по финансовым причинам работы остановились. Городские власти, по ее словам, строением никогда не интересовались и возвращать его в «муниципальные руки» не намерены.
Детский сад на улице Студенческая своего хозяина уже дождался. Правда, тот решил не сохранять «жизнь» ДОУ, а построить на его месте элитный жилой комплекс «Дом на Кутузовском». Четырехкомнатная квартира в охраняемом шикарном здании с парковкой обойдется в 52,5 млн. рублей. В 2004 году, несмотря на протесты местных жителей, два корпуса сада, занимавших место будущих домов, были снесены. «В ближайшем окружении есть два детских сада, но с местами все равно плохо, я сама с внучкой сижу, – рассказала пожилая дама, представившаяся Лидией Павловной. – Между прочим, рядом есть один новый садик и еще один, где детей можно оставить только на три часа, причем их там не кормят. Больше малышам податься некуда. Но большинство родителей, живущих тут, могут нанять няню».
В столичном районе Люблино детские сады строили «с запасом» – чуть ли не по одному на каждый дом. «Однако два года подряд мою дочь «прокатывали» с поступлением, ссылаясь на нехватку мест, – поделился москвич Николай Александров. – После жалобы к знакомым в департаменте образования место нашлось через 10 минут». В другом районе Москвы – Южном Бутово – проблем с нехваткой мест вроде нет. По крайней мере, детские сады там встречаются на каждом шагу, но в песочницах возилось подозрительно мало малышей. Намного больше гуляют с мамами, бабушками или нянями по расположенному рядом парку. «Артемка больше болел, чем находился в садике, так что мы решили: пусть побудет с мамой, – рассказывает жительница района Алина. – Кроме того, я вспоминаю манную кашу с комочками, которой давилась в детстве, и понимаю, что не хочу такого же для сына». Впрочем, как сообщил пресс-секретарь столичного департамента образования Александр Гаврилов, спрос на детские сады все же растет, и не только из-за увеличения рождаемости. «Люди меняют свое решение, когда ребенку исполняется четыре-пять лет, и встают в очередь на получение путевки, – говорит эксперт. – К ним прибавляются родители, которые хотят отдать ребенка в более раннем возрасте, потому что боятся потерять работу после выхода из декрета».
Манной каши просят
Похожая ситуация наблюдается и в остальных регионах страны. Так, в Санкт-Петербурге только в 2009 году было зарегистрировано более 50 тыс. новорожденных. Такой всплеск рождаемости заставил власти пристально присмотреться к положению с детскими садами в городе. Еще два года назад очередь в ДОУ казалась ликвидированной – с 10 тыс. детей в 2005 году она сократилась всего до 300 человек. Теперь же этот показатель составляет порядка двух тыс. человек. Чиновники предложили строить новые здания для детей, «отгрызая» участки у скверов и парков. Экологи и депутаты Заксобрания решили вместо этого выкупить или изъять сады, переданные разным организациям в 90-е годы. Таких зданий в городе насчитывается более 370: среди них – резиденция религиозной организации, автостоянка, представительство табачной компании, комиссионный магазин и даже секс-шоп. Не менее 10% из «перепрофилированных» зданий заняты различными государственными организациями, впрочем, чиновники освобождать место для детей не торопятся.
В Ульяновске у родителей, по сути, два пути: либо «пропихивать» ребенка за деньги, либо возить его на другой конец города. «Дополнительных денег я не плачу, но до садика, куда распределили сына, приходится по 40 минут добираться на маршрутке», – рассказала жительница Ульяновска Ирина Кошелева. При этом часть садиков, оказавшихся невостребованными в годы демографического кризиса, трансформировалась в офисы, а местами даже превратились в частные коттеджи. В Брянске четверть всех детей дошкольного возраста вообще не могут попасть в садик, даже находящийся в другом районе города. В Ставропольском крае власти, по словам губернатора Валерия Гаевского, «с удивлением узнали, что в очереди на место в детском саду стоят более 30 тысяч детей».
В Томске, по определению губернатора области Виктора Кресса, проблема нехватки мест в детских садах просто «кричащая». Ждут своей очереди «к тарелке с манной кашей» более 11 тыс. детей, тогда как число новых мест на следующий учебный год составляет всего 3,2 тыс. Три жительницы Томска на днях приняли участие в голодовке в защиту прав детей на дошкольное образование. С ними отказались от еды молодые родители Новосибирска и Красноярска. Протестующие требуют либо обеспечить детей местами в ДОУ (в очереди только в Новосибирске стоят 25 тыс. ребят, 50 тыс. ходят в сад), либо выплачивать ежемесячную компенсацию в размере бюджетных расходов на содержание в них ребенка – 4,8 тыс. рублей, но власти региона планируют в этом году принять закон, по которому компенсация составит около одной тыс. рублей. Впрочем, по мнению экспертов, протестные акции вряд ли восстановят справедливость: нет ни одного законодательного акта, дающего право на место в муниципальном детском саду.
Мы пойдем другим путем
Региональные власти начали срочно искать альтернативные способы размещения детей. Так, по мнению министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, сосредоточиться стоит на создании так называемых семейных детских садов. «Многодетные мамы могли бесплатно отдавать детей в детские сады, но если они принимали решение воспитывать малышей самостоятельно, то им ничего не полагалось, – рассказал Александр Гаврилов. – Теперь можно открыть детский сад на дому, требуется только минимум трое детей. Если мама не многодетная, то она может принять в группу ребенка соседей. Такой садик прикрепляется к муниципальному, мама получает трудовую книжку, ей платят зарплату, помогают детсадовские педагоги и психологи, выделяются деньги на питание. В Москве сейчас 340 семейных детских садов, в которых находятся 1,1 тыс. детей. Чтобы их разместить, требовалось бы построить девять садов по 120 мест». В общем, все довольны и счастливы. Только, увы, не во всех регионах есть такие организации.
В Бурятии проблему нехватки мест решают, открывая небольшие учреждения на первых этажах жилых домов – своего рода филиалы. Пищеблок находится в головном детском саду, в остальных – раздаточные пункты, а детей в «филиалах» оставляют на небольшое время. В Томске планируют оптимизировать сами помещения детского сада, объединив отдельные места для сна, приема пищи и игр в одно. В Москве выявление таких помещений позволит добавить еще четыре тыс. мест. А в Санкт-Петербурге детские сады решили объединить с недоукомплектованными школами. После ремонта флигель образовательного учреждения способен принять в среднем 60–70 детей. Подобная «оптимизация» до сих пор вызывает в обществе, особенно у родителей, большие споры. Ведь малышей, несмотря на отдельный вход в детский сад при школе, невозможно наглухо изолировать от школьников. Значит, они услышат мат, на котором сегодня свободно общаются старшеклассники, увидят, как школьники курят, а то и выпивают.
Частный случай
И все же многие родители предпочитают решать проблему «по старинке» – либо устраиваясь в тот же садик воспитателем, либо подсовывая пухлый конверт заведующей. Например, в Саратове, где очереди ждут более семи тыс. детей, устройство малыша обходится примерно в пять тыс. рублей. При этом чаще всего взятку берут не деньгами, а скорее «борзыми щенками». Родителям предлагают выделить деньги на установку пластиковых окон, металлических дверей с кодами или элементарный косметический ремонт. Плюс обычная ежемесячная плата, которая варьируется в пределах 700–1,5 тыс. рублей. После всех этих затрат детям все равно могут дать на завтрак рыбный суп, а не кашу, потому что кончилось молоко, жалуются саратовские родители.
По словам экспертов, «частный сектор» среди родителей дошкольников становится все менее популярным. Во-первых, услуги нянь и частных детских садов стоят намного дороже – до 30 тыс. рублей ежемесячно, что неприемлемо для многих в период кризиса. При этом деньги, если ребенок проболел месяц, не возвращаются, также суммы взимаются за летние месяцы. А во-вторых, правовое положение «частников» до сих пор полностью не определено – соответствующий законопроект будет рассмотрен не раньше сентября. «Не хватает ОКВЭДов (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), которые бы разрешали частной форме развернуться в полную силу, – заявила на недавней пресс-конференции член комитета Госдумы по собственности Екатерина Семенова. – К тому же все нынешние частные детские сады в легальной форме могут работать только кратковременно, то есть в течение четырех часов, пока ребенок находится в дошкольном учреждении». По мнению депутата, стоит смягчить санитарные нормы для частных детских садов, увеличить срок пребывания в них детей, а также развивать сеть мини-садов. Сейчас садик площадью менее 400 кв. метров просто не окупается.
О господдержке владельцы частных садов просили неоднократно. Они считают, что их надо допустить к тендерам на аренду вновь построенных государственных ДОУ, а также ослабить налоговое бремя. Однако эксперты не верят в то, что это целесообразно. «В САО проводился эксперимент: бюджет оплачивал частным детским садам пребывание ребенка в размере пяти-шести тысяч рублей, – пояснил г-н Гаврилов. – Однако если в муниципальном садике родители платили 770 рублей в месяц, то «частники» сдирали по шесть-семь тысяч».