12 000 камер!
После теракта в лондонском метро изменили архитектуру станций, а в Мадриде — правительство
Мадрид
Утром 11 марта 2004 года — десять взрывов в течение трех минут между 7.37 и 7.40 утра в четырех пригородных поездах, на которых люди ехали на работу в центр столицы. Все поезда выполняли рейсы по одной и той же ветке между городком Алькала-де-Энарес, что в трех десятках километров к востоку от Мадрида, и главным столичным вокзалом Аточа. Как потом выяснилось, в поездах были заложены 13 самодельных взрывных устройств.
Спасательные команды начали прибывать к местам происшествия в 8.00. В 8.30 «Скорая помощь» развернула полевой госпиталь в спортивном комплексе «Даоис-и-Веларде». Прохожие и местные жители помогали спасателям.
Это был самый крупный за всю историю Испании теракт по числу убитых и самый интернациональный по составу. На большом прозрачном цилиндре перед входом в вокзал Аточа увековечены имена граждан 17 стран: 142 испанца, 16 румын, 6 эквадорцев, 4 поляка и 4 болгарина, 3 перуанца, по двое из Доминиканской Республики, Колумбии, Марокко, Украины и Гондураса и по одному — из Сенегала, Кубы, Чили, Бразилии, Франции и Филиппин.
Через три дня после взрывов правое правительство Хосе Мария Аснара проиграло парламентские выборы, а еще через неделю стало жертвой громкого политического скандала. Его обвиняли в стремлении указать на ложный след.
Первой версией была баскская. Сепаратисты из ЭТА были уже привычным врагом для испанцев, и на них проще всего было показать пальцем, тем более что подозрения были не беспочвенны. Но были и другие версии, в том числе исламский след.
Первые стихийные демонстрации в тот же день, 11 марта, прошли с лозунгами против ЭТА. 12 марта 11,4 миллиона человек, более четверти 40-миллионного населения Испании, вышли на улицы в разных городах страны, в том числе около 2 миллионов — в Мадриде.
В политическом смысле баскская версия устраивала правительство, которое взяло жесткий курс на силовое подавление сепаратистов. Исламский след мог бы говорить о мести Мадриду за участие в американском вторжении в Ирак.
Вскоре полиция нашла в пригороде рядом с железной дорогой автофургон, в котором оказалось семь детонаторов и кассета с записью сур из Корана. 13 марта сыщики задержали трех марокканцев и двоих индийцев. В тот же день власти получили видеокассету с записью «Аль-Каиды», взявшей на себя ответственность за взрывы. Исламская версия стала обрастать уликами.
Семь террористов, в том числе предполагаемый глава группы Сархан-ибн-Абдельмаджид Фахет, подорвали себя во время штурма полицией их квартиры в столичном пригороде Леганес 3 апреля 2004 года. Взрывчатка оказалась того же типа, что и в терактах. Еще одного подозреваемого задержали в Белграде.
На скамье подсудимых во время процесса, проходившего в Мадриде с 15 февраля до 2 июля 2007 года, сидели 29 человек из 116 первоначально подозреваемых, в том числе 9 испанцев. Семеро оправданы, трое осуждены на пожизненное заключение, остальные получили сроки от 3 до 15 лет.
Связь осужденных с «Аль-Каидой» не установлена.
Лондон
В утренний час пик, в 8.50, 7 июля 2005 года три бомбы взорвались в лондонской подземке на перегонах между станциями в центре города с интервалом 50 секунд, что говорит о четко скоординированном теракте. Еще одно устройство сработало в 9.47 в двухэтажном рейсовом автобусе на площади Тависток. Тревога уровня «янтарный» объявлена в 9.19, и лондонское метро стало быстро сворачивать работу, останавливая поезда на ближайших станциях.
Самые тяжелые потери были в поезде близ станции «Кингс-Кросс» (26 погибших) и в автобусе (13). Около сотни из 700 раненых были госпитализированы на сутки и более. Это был крупнейший теракт в Великобритании после взрыва самолета «Панам» над Локкерби в 1988 году, самый смертоносный бомбовый удар по Лондону после Второй мировой войны и первый в Западной Европе теракт, осуществленный смертниками.
На кольцевой магистрали М25 зажглось панно для автомобилистов: «ОБЪЕЗЖАЙТЕ ЛОНДОН, ДВИЖЕНИЕ ЗАКРЫТО, ВКЛЮЧИТЕ РАДИО». В самом Лондоне большую часть дня транспорт не работал. Не только метро было закрыто, но и автобусное сообщение в первой зоне (центр) прервано. Прогулочные теплоходы бесплатно перевозили по Темзе всех желающих. Большинство станций метро, кроме пострадавших, открылись следующим утром, но многие пассажиры остались дома. Только 4 августа было восстановлено движение на линии Пиккадили.
21 июля, в разгар расследования и на фоне повышенных мер безопасности, Лондон потрясла вторая серия взрывов в метро и автобусе. К счастью, сработали только взрыватели, но не основные заряды. Обошлось без жертв.
В первые дни после 7 июля из полицейских источников было много противоречивой информации о причинах, методах и даже времени взрывов. Для приближения к истине полиция исследовала 2500 единиц записей видеокамер наблюдения, патолого-анатомического и вещественного материала.
Установив подозреваемых камикадзе по видеозаписям (четверку смертников запечатлела камера на входе в станцию «Льютон»), полиция 12 июля провела рейды в шести домах в районе Лидса, где арестовала одного человека. Там нашли много взрывчатки. Взрывчатку нашли и в машине, принадлежавшей одному из смертников. Все четверо были подданными британской короны: трое с корнями из мусульманских стран, четвертый — выходец с Ямайки.
Двое смертников записали на видеокассеты заявления о мотивах поступка, назвав себя «солдатами». Первая кассета была показана почти через два месяца, 1 сентября, по телеканалу «Аль-Джазира», вторая — ровно через год, 6 июля 2006 года. «Ваши демократические правительства постоянно совершают жестокости против моего народа во всем мире, а вы, поддерживая их, несете прямую ответственность за это», — обратился в своем предсмертном заявлении к европейцам Мохаммад Сидик Хан. А Шихзад Танвир заявил, что теракты будут продолжаться, пока американцы и союзники не выведут войска из Ирака. По его словам, британцы-немусульмане заслужили кару, потому что голосуют за правительство, которое «угнетает наших матерей, детей, братьев и сестер в Палестине, Афганистане, Ираке и Чечне».
17 июля «Таймс» сообщила, что полицейские снайперы держат на мушке около десятка предполагаемых боевиков «Аль-Каиды». Скрытым группам спецназа дан негласный приказ стрелять на поражение, если наблюдением установлено, что подозреваемый оснащен взрывчаткой или отказывается остановиться по требованию.
Если такой приказ был, то он привел к скандальному инциденту, когда 22 июля 2005 года полицейские убили 27-летнего бразильца Жуана де Менезиша, которого приняли за известного террориста. Бедняга не остановился на окрик и стал убегать. После долгой тяжбы его родственники отсудили у Скотленд-Ярда около 100 тысяч фунтов компенсации. Саму столичную полицию суд оштрафовал за небрежность на 175 тысяч фунтов и заставил заплатить 385 тысяч судебных издержек. Последовали отставки высокопоставленных чинов.
В прошлогоднем докладе комитета палаты представителей британского парламента по случаю четвертой годовщины этих событий отмечается, что лондонское метро остается «чрезвычайно уязвимым» для терактов. «Зонами критической уязвимости» названы также объекты лондонской Олимпиады 2012 года.
Вместе с тем парламентарии считают, что меры безопасности, подобные тем, что введены в аэропортах, не применимы к транспортным системам, пропускающим миллионы людей ежедневно (лондонское метро перевозит 3 миллиона пассажиров в день). Они обошлись бы запретительно дорого при сомнительной надежности, сократили бы пропускную способность метро до неэффективности. Тем не менее теракты 2005 года выявили серьезные недочеты в системе безопасности подземки, особенно в коммуникациях и связи. С тех пор введена новая система сообщения между службами чрезвычайного реагирования и персоналом метро, регулярно проводятся учения.
В публичной компании Transport for London, которая управляет всей системой общественного транспорта британской столицы, «Новой газете» сообщили, что лондонское метро стало одним из мировых лидеров по мерам безопасности. Изменена даже архитектура станций, чтобы их легче было просматривать, усилено освещение, вместо урн для мусора установлены корзины с прозрачными мешками, сиденья в вагонах — решетчатые, просматриваются насквозь. Если в 2003 году на станциях дежурили 450 полицейских, то после 2005 года их стало в полтора раза больше. В прошлом году в метро было 8500 видеокамер наблюдения, к 2011-му их будет 12 тысяч. Аналоговые заменены цифровыми, у которых выше качество изображения. «Никто не может войти в лондонское метро, не будучи запечатленным на видео», — отмечается в типовом коммюнике, которым компания отвечает на вопросы журналистов.