Секрет фирмы
Даже специалисты не понимают, почему в Москве так растут тарифы ЖКХ
Подготовив москвичам очередной новогодний подарок в виде повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги в среднем на 26%, городские власти более чем прозрачно намекнули: нам всем еще крупно повезло. Оказывается, изначально планировалось поднять стоимость коммуналки более чем на 40%. Эксперты считают и объявленный «щадящий» подъем тарифов несвоевременным.
Кризис заметно снизил доходы большинства москвичей, повсеместный рост цен еще больше усугубляет их положение, поэтому повышение тарифов в такой ситуации не только аморально, но и провокационно, так как существенно нагнетает социальное напряжение. Специалисты разводят руками: тарифы – темный лес, прозрачности в них как не было, так и нет, а в такой ситуации «обосновать» можно все что угодно.
Чиновники просят не пугать граждан новыми тарифами и напоминают, что для отдельных категорий москвичей в части оплаты ЖКУ в городе действует целая система мер социальной поддержки: субсидии и льготы. Никто с этой системой и не спорит, но как быть с тем, что долги горожан по коммуналке все равно продолжают почему-то расти. По состоянию на 1 января задолженность составляла 701,7 млн. руб., а к 1 ноября – уже почти 900 млн. Может быть, все мы вскладчину платим «за того парня», который это делать не в состоянии? Поэтому и предполагалось изначально повысить тарифы не на 26, а на 43,7%? Но потом кто-то посчитал, что такое повышение мы не потянем, и снизил его?
Ход наших мыслей, как это ни удивительно, оказался совершенно верным. «С учетом предполагаемого роста зарплаты москвичей, уровня жизни, а также в связи с необходимостью перехода на 100-процентную оплату услуг ЖКХ (с 2011 года), в 2010 году предельный индекс изменения размера квартплаты предполагался на уровне 143,7%, – пояснила руководитель пресс-службы Департамента экономической политики и развития города Москвы Инна Супрунова. – То есть квартплата повысилась бы на 43,7%. Но так как в социально-экономическую ситуацию в городе вмешался кризис, то предполагаемого роста зарплаты не произошло, переход на 100-процентую оплату услуг ЖКХ мэр Москвы отменил».
По этой логике брать с нас надо столько, сколько мы можем платить, а все остальное – от лукавого. Верить в это как-то не хочется, но, увы, приходится. Вот простой пример, показывающий, что обсчитывать реальные расходы коммульщиков, из которых по идее должна формироваться наша «сумма к оплате» вовсе не обязательно. На теплой зиме ЖКХ объективно должно экономить, а ДЕЗы или пришедшие им на смену службы – делать перерасчет и возвращать гражданам сэкономленные средства. Однако жители Бутырского района об этом ничего не знали и платили по завышенным тарифам. В результате августовской проверки Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обнаружила, что в 2008 году горожане в этом районе переплатили за коммунальные услуги 30 млн. руб. «Перерасчет производится, причем всегда, – заверила г-жа Супрунова. – Если это где-то не делается, то данные конкретные случаи и надо обсуждать». Вот мы и предлагаем обсудить, многим ли москвичам перерассчитают плату за тепло, которая явно должна была быть пониже в прошедшем рекордно теплом ноябре. А пока постараемся разобраться, исходя из чего все-таки каждый год повышаются тарифы.
«Тарифы на любую услугу должны обеспечивать компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыль, – заявила недавно журналистам руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина. – Исходя из этого принципа и формируются цены на жилищно-коммунальные услуги». По ее словам, основной причиной общего роста на 26% платы в будущем году стало повышение стоимости «первичных ресурсов – газа, железнодорожных перевозок, таможенных тарифов».
Из того же департамента получили письмо, в котором приведен еще целый список таких причин. Повышение тарифов обусловлено также: «реализацией политики правительства РФ, направленной на либерализацию рынков электроэнергетики и газа»; «соблюдением требований федерального законодательства, предусматривающего, что плата за жилищные и коммунальные услуги должна устанавливаться в размере, обеспечивающем содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, возмещение расходов по поставке коммунальных услуг» и т.д., и т.п. «Повышения избежать невозможно хотя бы потому, что у нас есть инфляция», – подвела итог в беседе с корреспондентом «НИ» Инна Супрунова.
Депутат Мосгордумы четвертого созыва Сергей Митрохин констатирует: все это лишь общие слова. И с ним, признаемся, трудно не согласиться. Все перечисленные причины существуют, но ни одна из них не убеждает, что 40-процентное повышение тарифов можно легко заменить 26-процентным. «Когда чиновники говорят, что повышения нельзя избежать, они должны это как-то обосновывать, а они этого не делают, – рассказал г-н Митрохин. – Тарифы не прозрачны, мы не знаем, что туда закладывается. В связи с этим могу с абсолютной уверенностью заявить, что чиновники просто врут. Только вот надоело уже это слушать, надоело лапшу с ушей снимать».
По словам г-на Митрохина, в бытность депутатом он направил множество запросов городским властям с просьбой показать расчеты, на основании которых устанавливаются тарифы. Однако ответы на них были столь же конкретны, как и полученное «Новыми известиями» письмо. «На прямой вопрос об обоснованности тарифов с подтверждением в виде специальных расчетов мне так никто и не ответил, – сообщил экс-народный избранник. – По большому счету наше тарифообразование – это мошенничество. Начинается оно с «Газпрома», Федеральной службы по тарифам, которая одобряет заявки монополиста, с Минэкономразвития, которое все время выступает с инициативами о повышении тарифов. Газ дает прирост по всей цепочке, потому что на нем работают электростанции, котельные и так далее. А у нас создана такая система, при которой хозяйственная деятельность монополий – это черный ящик для общества. Мы давно предлагали снять коммерческую тайну с естественных монополий, ведь в условиях полной непрозрачности можно «обосновать» все, что угодно».
«Чиновники, конечно, правильно ссылаются на инфляцию, – сказал президент Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов. – Только кто эту инфляцию делает? Они сами, в том числе и повышением тарифов. Очевидно, что стоимость услуг должна расти, но насколько именно, никто толково объяснить не может. Для этого нужно знать, из чего конкретно состоят тарифы. Но никто и никому до сих пор не сказал, что же это за числа и откуда они берутся. Может быть, 43,7%, может быть, 26%...» Похоже, действительно, одно можно заменить другим, только если точные расчеты не важны.