Поезд замедленного действия
Невский экспресс взорвали дважды с интервалом в 16 с половиной часов
25 человек погибли, 90 оказались в больницах, а еще шесть пропали без вести в результате подрыва поезда N 166 "Невский экспресс", следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург. Теракт вызвал транспортный коллапс и панику, поскольку в очередной раз выяснилось, что железная дорога является наименее защищенным от диверсантов объектом. Через несколько часов после первого взрыва, когда место происшествия осматривал председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, сработала вторая бомба. Метод двойного подрыва активно используется северокавказскими боевиками, поэтому они и стали главными подозреваемыми по делу о самой крупной террористической атаке на поезд в истории современной России.
"Невский экспресс", в котором находился 681 человек, был подорван в 21.34 на перегоне Алешинка—Угловка (Тверская область) Октябрьской железной дороги. В результате взрыва, который произошел под локомотивом, с рельсов сошли четыре последних вагона поезда. Особенно сильные повреждения получили два последних вагона, которые, слетев с рельсов, кувыркались по насыпи несколько сотен метров. "Я сидела и читала, когда вдруг раздался непонятный глухой удар,— рассказала "Ъ" директор по маркетингу автоцентра "Ауди Центр Петербург" Наталья Куликова.— Было ощущение, что мы ехали по шпалам. Нашему вагону повезло — он не перевернулся, поэтому серьезно пострадавших среди нас не было. По вагону забегали проводники, однако понять, что происходит, было невозможно. Проводники спрашивали врачей, началась эвакуация... Свое место я уступила женщине, у которой был травмирован позвоночник..."
Машинист, остановив подорванный поезд, тут же доложил о случившемся диспетчеру, однако помощь из-за того, что крушение произошло в довольно отдаленном от населенных пунктов месте, пришла только через полтора-два часа. За это время, по словам пассажиров "Невского экспресса", у них на руках умерли трое пострадавших, получившие черепно-мозговые травмы и переломы конечностей. "Скорее всего, смерть наступила от болевого шока,— сказал "Ъ" один из пассажиров.— Противошоковых препаратов не было, а таблетки от головной боли, которые проводники собрали у пассажиров, в такой ситуации бесполезны".
Масштабная спасательная операция, в которой были задействованы вертолеты, санитарные поезда, десятки скорых и спецавтомобилей, началась уже глубоко ночью, когда пассажиры, а среди них оказались и два сотрудника транспортной милиции, уже провели самоэвакуацию, оказали, как смогли, друг другу первую помощь и даже оградили от вытаптывания место, где сработала взрывчатка. Наиболее тяжелых раненых отправили в ближайшие больницы Тверской области, остальных — в Санкт-Петербург и Москву. Тела погибших, а среди них оказались бывший сенатор, глава Росавтодора Сергей Тарасов и руководитель Росрезерва Борис Евстратиков, поступили в морг Тверского областного бюро судмедэкспертизы, где проводилось опознание. "Травмы обычные — обширные, тяжелые, не совместимые с жизнью",— сказал "Ъ" замначальника бюро по экспертной работе Александр Романов.
Теракт вызвал настоящий транспортный коллапс. Из-за подрыва пути застряли 60 поездов, в которых находились более 27 тысяч пассажиров. Движение на взорванном участке удалось восстановить только вчера, при этом поезда до сих пор двигаются с восьми-десятичасовым опозданием.
Расследование происшедшего началось еще в ночь на субботу, когда в следственном комитете возбудили уголовное дело по статьям 205 ("Теракт") и 222 ("Незаконный оборот оружия") УК РФ. Утром в субботу на вертолете на место катастрофы прибыл председатель следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Проведя заседание оперативного штаба и выслушав доклады подчиненных, господин Бастрыкин в сопровождении других руководителей ведомства отправился осматривать место происшествия. Когда около 14 часов они подошли к месту первого взрыва, прогремел второй. По свидетельству очевидцев, с господина Бастрыкина, одетого в камуфляж, взрывной волной сорвало кепи, а сопровождавших его лиц посекло гравием.
Вторая бомба, как установили эксперты, была заложена у столба линии электропередачи в нескольких метрах от железнодорожного полотна. Заряд был безоболочным, менее мощным, да и по какой-то причине сработал не весь. Это и спасло руководителей следственных органов.
"Очевидно, это устройство было предназначено именно для следствия",— сказали "Ъ" в следственном комитете. Предположительно, бомба приводилась в действие по телефону, а это означает, что ее оператор все это время находился неподалеку и мог наблюдать за происходящим. Только после второго взрыва по распоряжению господина Быстрыкина работа оперативно-следственных групп была приостановлена, а на место вызваны саперы, которые до 18 часов проводили зачистку местности. Других бомб они не нашли.
Что касается первой бомбы, которой был подорван поезд, то, судя по данным экспертов, она была также безоболочной. Ее мощность оценили в 5-7 кг в тротиловом эквиваленте. Взрывчатая смесь была не однородной, а, как говорят специалисты, комбинированной. Экспресс-анализ показал, что в ее состав, по предварительным данным, входил пластит, тротил и аммиачная селитра (именно селитра вызвала вспышку, о которой потом говорили пассажиры подорванного поезда). Всю эту массу, упакованную в полиэтиленовый пакет, террористы закопали под правым по ходу движения поезда рельсом железной дороги. По некоторым данным, в действие устройство приводилось без непосредственного участия самих подрывников — с помощью тросика, натянутого над рельсами. Как полагают взрывотехники, локомотив своим защитным устройством, так называемым метельником, зацепив тросик, вырвал с его помощью кольцо из детонатора, вызвав подрыв бомбы. Таким образом взрывное устройство сработало по принципу обычной гранаты на растяжке.
Взрывом выбило заднюю колесную пару локомотива и разорвало рельс (на его месте образовалась воронка диаметром 1,5 метра и глубиной сантиметров 70). Однако расчет террористов на то, что слетят все вагоны поезда, не оправдался — большинство из них проскочили место разрыва. В противном случае, как говорят участники расследования, могли погибнуть не десятки, а сотни людей.
Эксперты отмечают, что сам способ исполнения теракта свидетельствует, что его совершили люди, прошедшие спецподготовку и имеющие опыт боевых действий. "По "Поваренной книге анархистов" подобные диверсии не совершают,— сказал "Ъ" один из экспертов, обратив внимание на вторую бомбу, оставленную на месте происшествия.— Так называемый метод двойного подрыва в последнее время стал фирменным знаком террористов, действующих на Северном Кавказе".
Тем не менее первыми ответственность за происшедшее взяли на себя националисты. В одном из блогов в интернете появилось сообщение, что диверсия в Тверской области, возможно, совершена участниками праворадикальной группировки Combat18. Ее участники 24 ноября сообщали о закладке бомбы в санкт-петербургское метро, но на месте был обнаружен лишь муляж взрывного устройства. "Пользователь одного из питерских форумов выдвинул версию, что к угрозе взрыва в метро могла быть причастна некая группировка Combat18. Когда взорвали поезд, другой пользователь опубликовал название группы в своем блоге, сообщив, что Combat18 причастна еще и к подрыву "Невского экспресса". Вот так и родился этот слух",— сказал "Ъ" лидер движения против нелегальной иммиграции Александр Белов. По его словам, Combat18 "это что-то вроде интернет-сообщества, не представляющего реальной силы".
Между тем правоохранительные органы в первую очередь проверяют на причастность к подрыву поезда участников незаконных вооруженных формирований. Напомним, что в первый раз "Невский экспресс" был атакован террористами 13 августа 2007 года в Новгородской области. Тогда обошлось без жертв, но пострадали 60 человек, а ущерб, нанесенный РЖД, превысил 236 млн руб.
В минувшую среду в суде Новгородской области один из обвиняемых в этом теракте, житель Ингушетии Макшарип Хидриев, признал свою вину, сообщив, что доставил к месту теракта в машине взрывчатку. Акция 2007 года, по данным следствия, была проведена по заданию лидера вооруженного подполья на Северном Кавказе Доку Умарова. Ее непосредственным организатором и исполнителем выступал 29-летний уроженец Волгоградской области Павел Косолапов, давно находящийся в розыске за совершение терактов. По данным следствия, террорист Косолапов после срочной службы в армии уехал в Чечню, примкнул к боевикам и, приняв ислам, стал специализироваться на терактах, совершаемых на транспортных объектах. Летом 2003 года он поучаствовал в нескольких взрывах на автобусных остановок в Краснодаре. Затем фигурировал в качестве подозреваемого по уголовным делам о подрывах электрички в Минводах, поезда московского метро на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая", автобусных остановок в Воронеже и, наконец, теракта у станции метро "Рижская" в Москве.
Имя Павла Косолапова вчера называли и как возможного организатора взрыва поезда "Невский экспресс" в Тверской области. Кстати, он немного подходил и под описание подозреваемого, данное вчера главой МВД России Рашидом Нургалиевым: "Одному подозреваемому за 40 лет, он коренастого телосложения, рыжеволосый". Террорист Косолапов также рыжий и крепкий, но он гораздо моложе — он 1980 года рождения.
"Расследование в самом начале, поэтому мы не можем утверждать, участвовал Косолапов или нет в новом теракте,— сказал "Ъ" источник, близкий к расследованию.— Но одно можно сказать точно: если этот и предыдущий подрыв "Невского экспресса" совершили одни и те же люди, то они как следует поработали над "ошибками": усилили заряд взрывчатки и выбрали участок, где поезд двигается с большой скоростью, что гарантирует сход вагонов с пути, в случае его разрушения".