Забронзовели, но Берлин не взяли
Вчера в столице Германии завершился чемпионат мира по легкой атлетике
Россияне в Берлине не продемонстрировали выдающихся результатов, завоевав тем не менее с десяток медалей разного достоинства и заняв достойное место в общекомандном зачете.
Символично, что награды высшей пробы принесли нам ходоки — олимпийские чемпионы Валерий Борчин и Ольга Каниськина, а также Сергей Кирдяпкин. Символично, потому что ходьба — наша народная «забава» с допетровских времен. А если серьезно, то ходьба — это единственный вид, где мы пока доминируем.
Да, Ярослав Рыбаков стал первым в прыжках в высоту. Мы добросили до пьедестала копье (Мария Абакумова) и молот (Алексей Загорный), добежали до бронзы на дистанции 400 метров (Антонина Кривошапка) и до серебра — в стипль-чезе (Юлия Заруднева), долетели до бронзы в тройном прыжке (Анна Пятых) и до серебра — в прыжках в высоту (Анна Чичерова). Александр Погорелов — третий в десятиборье. И хотя первые крупные успехи некоторых из этих спортсменов (Заруднева, к примеру, всего в шестой раз в жизни участвовала в стипль-чезе) стали приятной неожиданностью, это отнюдь не гарантирует их побед в дальнейшем. Как верно заметил Алексей Загорный, «в стране банально не хватает молотобойцев для того, чтобы провести квалификацию чемпионата России…» А одну из самых быстрых на сегодня женщин планеты и дебютантку соревнований Антонину Кривошапка в родном Ростове сочли бесперспективной, и два сезона она попросту пропустила. И кто из руководителей федерации поклянется, что это случайная промашка?
К сожалению, наши признанные фавориты и главные лица российской легкой атлетики — Гульнара Галкина, Татьяна Лебедева, Наталья Садова и Елена Исинбаева — не блеснули, оставшись за чертой призеров. Но если невразумительные выступления первых двух еще можно как-то пережить, то поражение Исинбаевой — болезненный удар по имиджу. Прежде всего для самой спортсменки.
…Лена и ее шест давно стали для России брендом. Для нашей страны она является тем же, что сборная по футболу — для Бразилии, Усэйн Болт — для Ямайки, Роджер Федерер — для Швейцарии.
Тяжелая атлетика нынче для нас действительно тяжела и безмедальна, спортивная гимнастика — больше похожа на оздоровительную. Даже к поражениям сборной по хоккею (за исключением последних двух лет) мы уже начинали привыкать. Елена оставалась гарантом качества, надежности и — победы! Причем для всего мира. И если раньше при упоминании России иностранцы привычно выдавали стандартный набор: «Медведи, водка, мороз» — то пять лет назад к этому списку добавилась Исинбаева.
…В июле 2005 года я наблюдал за ее историческим лондонским полетом на 5 метров в компании итальянцев и немцев, которые, плюнув на футбол, переключили в баре телевизор на Eurosport, где шла прямая трансляция турнира ИААФ. Когда в кадре оказалась Исинбаева, народ загудел. Лена начала разбегаться, и все присутствующие как по команде встали и плавно подняли вверх руки с кружками пива, словно помогая нашей спортсменке взлететь. Когда космическая для женщин высота была преодолена, публика пустились в пляс, обливая друг друга пенным напитком и скандируя ее имя.
Она быстро влюбила в себя всю планету, чему, естественно, способствовала помимо фантастических прыжков красота природная.
«Бубка в юбке» покоряла всех в секторе и за его пределами, что случается не так часто. «Летать» с ней мечтали и мечтают принц Альберт, Хуан-Антонио Самаранч, посещающие едва ли не все ее выступления, и миллионы мужчин со всех уголков Земли, где есть телевизор. За 6 лет она установила 26 рекордов (подобная скорострельность почти никому не снилась даже в советскую эпоху), выиграла две Олимпиады и несколько чемпионатов мира.
Для соперниц она надолго забронировала ступени пьедестала под цифрами два и три. Как в свое время Сергей Бубка, Елена Исинбаева сражалась только с планкой и с собой. И продолжает, конечно, сражаться. Результат, с которым выиграла полька Анна Роговска, на 30 см ниже мирового рекорда Лены. Парадокс и закономерность одновременно: именно отсутствие конкурентов привело к тому, что в Берлине Исинбаева не преодолела проходные для себя 4, 75, сотворив три «молочные» попытки.
Обвинять ее — язык не поворачивается. К 27 годам она сделала для страны, которая не всегда обеспечивала ее всем необходимым для тренировок (не случайно она переехала жить в Монако), больше, чем вся легкоатлетическая сборная. В конце концов, она просто имела право на ошибку. И сделала ее.
«Я не заводной медвежонок, надеюсь, хоть сейчас это поймут», — сказала донельзя расстроенная Лена, вовсе не оправдывая свой промах. Собственно, оправдываться тут не за что. Когда весь мир ждет от тебя только побед с рекордами, нетрудно свихнуться. Даже абсолютно чуждый спорту Первый канал целый день рекламировал выступление Исинбаевой, как новый блокбастер. Так не рекламировали даже матчи чемпионата мира по футболу…
Беда в том, что давно не принадлежащая сама себе Лена была долгое время зациклена на цифрах, не раз заявляя, что собирается улучшать свои же достижения едва ли не на каждом турнире. И в какой-то момент она превратилась в машину. Для себя и окружающих. Опасно это — когда человек всегда первый, появляются предательская самоуспокоенность и самоуверенность.
«Я знаю, каково это — установить рекорд, а спустя несколько дней сделать это снова. Но Исинбаева била рекорды 26 раз! В голове не укладывается. Она заставила людей поверить в то, что мировой рекорд — это очень просто» — это слова неоднократного рекордсмена мира Усэйна Болта.
Елена фактически не тренировалась целый год и намеревалась пропустить сезон, что было бы верно во всех смыслах, учитывая и накопившуюся психологическую усталость, и наметившуюся наконец-то личную жизнь. Но, подписав долгосрочный контракт с китайской фирмой по производству спортивных товаров, она была вынуждена явить себя миру. Явить в тот момент, когда прыжки с шестом по большому счету отошли для нее на второй план…
Сейчас же, на мой взгляд, Исинбаевой надо в первую очередь вернуть первоначальное ощущение праздника от соревнований. И наслаждаться самим фактом выхода в сектор. Постараться забыть о важности победы и рекорда, не изматывать себя мыслями об ответственности, как это делает Усэйн Болт. И все вернется на круги своя. И необходимая концентрация с мотивацией, и желание прыгать. Прыгать по-настоящему. Как умеет только она одна.
«Елена по-прежнему номер один», — неоднократно повторила чемпионка мира Анна Роговска на пресс-конференции. В этом, разумеется, никто и не сомневается… Только бы вернуть Исинбаевой ощущение праздника от соревнований, а не изматывать ее рекламой патриотизма, превращающей радость от выхода на стадион в ответственную работу по поддержанию бренда.