Компания «ФосАгро» оказалась на пороге краха
Известные российские политологи часто рассуждают об эффективности верхней палаты парламента и перспективах нового порядка его формирования. Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, делит членов действующего Совфеда на две группы: бывших губернаторов и лоббистов. И если первые знают регион изнутри и принимают участие в решении проблем на вверенных им территориях, то большинство сенаторов второй группы - бизнесмены с противоречивой, а порой скандальной репутацией, озабоченные получением преференций для своих компаний и решением своих бизнес задач. Одним из таких сенаторов является собственник холдинга ОАО «ФосАгро» Андрей Гурьев, который представляет в Совете Федерации интересы Мурманской области.
В действительности за восемь с лишним лет Андрей Гурьев ничего не сделал для своего региона. Единственное, чего по его мнению не хватает жителям Мурманской судя по той информации, которую чиновник разместил на своем сайте – «Северного Диснейленда» с самым высоким в мире колесом обозрения, строительство которого чиновник оценивает в $8 млрд. Других проблем в социальной и экономической жизни области, видимо, нет. Впрочем, они Андрея Гурьева мало волнуют, о чем он заявляет лично: «Как политик я - за сильную Россию с надежным сельским хозяйством, но как бизнесмен, подчиняюсь лишь законам рынка и не стесняюсь преследовать в первую очередь цель собственного обогащения и процветания».
В соответствии с этим принципом Андрей Гурьев и живет. Своим процветанием он обязан в первую очередь преступникам - Михаилу Ходорковскому, Платону Лебедеву и Леониду Невзлину, вместе с которыми Гурьев разрабатывал схемы финансовых махинаций.
В 2001 году Андрей Гурьев стал председателем ОАО «Апатит» и членом Совета Федерации от Мурманской области. И будучи государственным мужем, продавал апатитовый концентрат, добываемый его компанией, через специально созданные «подставные» организации-посредники по заниженным ценам. Затем однодневки, аффилированные с «Апатитом», перепродавали сырье по рыночным ценам прямым потребителям. Разумеется, разницу олигархи клали себе в карманы.
От участи соратников по «бизнесу» Андрея Гурьева спасла только депутатская неприкосновенность. От подельников к нему перешли 20 % акций ОАО «Апатит», а пост генерального директора холдинга «ФосАгро», куда входит ОАО «Апатит», достался племяннику Платона Лебедева – Максиму Волкову. Таким образом, бизнес был сохранен под контролем все той же группы, несмотря на то, что его самые известные собственники находятся в местах заключения.
Все последующие годы Гурьев продолжал преследовать цель «собственного обогащения», не забывая при этом о бывших соратниках. Продавая миллионы тонн апатитового концентрата в полтора-два раза дешевле, чем отечественным потребителям, израильской фирме «Хайфа Хемикэлс» и отправляя деньги на счета оффшоров, Андрей Гурьев финансирует деятельность многочисленных адвокатов Ходорковского и Лебедева, а также различного рода выступления и мероприятия «правозащитников» и «правозащитных организаций», проявляющих настойчивый интерес к судьбе «российских политзаключенных».
Кроме того, часть средств от продажи в Израиль апатитового концентрата аккумулируется на израильских счетах, контролируемых лучшим другом Ходорковского Леонидом Невзлиным, заочно осужденным за организацию убийств, покушений на убийства и организацию разбойного нападения, выдачи которого добивается наша страна. Как мы помним по многочисленным заявлениям Невзлина, успевшего скрыться от российского правосудия за границей, он обещал приложить все усилия к тому, чтобы «свергнуть режим Путина».
Именно на реализацию ли этого замысла и могут быть потрачены те огромные средства, которые в течение последних лет аккумулировались на счетах Невзлина.Мурманский сенатор А.Г.Гурьев при этом подчеркивает, что продолжает поддерживать отношения и ведет бизнес с Невзлиным. Тяга к баснословным барышам оказалась сильнее, чем элементарная осторожность, не говоря уже о долге Гурьева как представителя российской власти, да и просто гражданина России.
Пост сенатора до поры до времени помогал Андрею Гурьеву бороться с государством в судах за украденные 20% акций ОАО «Апатит» и укрывать налоги от фискальных органов. Однако в 2007 году Гурьеву пришлось все-таки после того, как «ФосАгро» проиграло кассацию, заплатить 5 млрд. рублей налогов по налоговым претензиям за 2001 год. А в марте этого года он был вынужден расстаться со спорным пакетом акций ОАО «Апатит». Впрочем, оборотистый чиновник тут же изыскал $300 млн, чтобы скупить 6,9 % акций компании свободно торгующихся на рынке.
А вот финансовых средств на выплату налогов, штрафов и пенни по налогу на прибыль, НДС и дорожному налогу за 2005 год на общую сумму более 5 млрд. рублей чиновник Гурьев не нашел. И это несмотря на 8 млрд. рублей чистой прибыли, полученные ОАО «Апатит» по итогам 2008 года, и 1,1 млрд. рублей – за первый квартал текущего года. В самый разгар кризиса бизнесмен Гурьев направил их не на антикризисные меры, не на развитие и модернизацию компаний, входящих в холдинг «ФосАгро», а на собственные оффшорные счета.
Кстати, совсем скоро – 29 июля – состоится очередное заседание Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, на котором будет повторно рассмотрены налоговые претензии государства к холдингу «ФосАгро» и входящему в его структуру ОАО «Апатит». В этот раз сенатору Гурьеву будет очень сложно избежать выплаты 5 с лишним млрд. рублей налогов в пользу государства. Такое вливание в бюджет страны будет особенно актуальным сейчас, в условиях кризиса.
Кроме того, компании «ФосАгро» в ближайшее время предстоит выплатить около 2 млрд. рублей Воскресенскому химическому комбинату (Московская область) как необоснованно полученного обогащения, полученного холдингом «ФосАгро» за счет значительного завышения цен на сырье для этого комбината. Такое решение на днях принял Девятый арбитражный апелляционный суд г. Москвы, обязав холдинг выплатить ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» взысканную сумму.
А еще, как сообщают российские СМИ, компании в ближайшее время могут быть предъявлены многомиллионные иски со стороны крупных российских компаний и банков.
Все это может стать тем ударом, который финансовая империя Гурьева уже не выдержит, а это будет означать только одно – банкротство и деприватизацию компании. В этом случае сенатору Гурьеву придется спешно искать себе новое место работы, если, конечно, он успеет этим заняться до того, как им займутся правоохранительные органы. Хотя, скорее всего, осторожный Гурьев не будет этого ждать, и по примеру своего подельника Невзлина, скроется в Израиле.