Дело на триллион долларов
«Двадцатка» создает регуляторы рынков и выделяет $1,1 трлн МВФ и Всемирному банку
В Лондоне завершился саммит «двадцатки». Руководители стран согласились прежде всего создать всемирный регулятор - Совет финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB) на основе Форума финансовой стабильности. Ему будет предоставлено право отслеживать выполнение всеми странами так называемых глобальных стандартов регулирования надзора в финансовом секторе. Впрочем, соглашение и о стандартах, и о регуляторе еще предстоит разработать.
Международный финансовый спецназ пополнится и реформированным МВФ и Всемирным банком, которым «двадцатка» выделит $1,1 трлн. Всего же, согласно коммюнике саммита, страны-участницы до конца 2010 года выделят дополнительно на борьбу с глобальным кризисом до $5 трлн.
Затерянный бизнес-парк
Заседали лидеры стран G20 в выставочном комплексе ExСel. Это лондонский Ист-Энд, рядом заброшенные доки на Темзе. Разруха, мусор и заколоченные дома. В надземке, ведущей туда, тотальные проверки билетов.
Сам же выставочный центр - это циклопический пустой ангар с завезенной медиатехникой. Электроники так много, что мобильная связь работает с перерывами. Общее грандиозное впечатление дополняют пролетающие на бреющем полете самолеты. Даже антиглобалисты в четверг решили остаться в Лондон-Сити, отрядив к ExСel лишь несколько десятков знаменосцев.
Макроэкономический стандарт
Каждый мировой лидер отчитался на саммите о своих антикризисных мерах. По подсчетам Дмитрия Медведева, в относительных величинах вклад России в антикризисную программу, включая рекапитализацию банков, «один из самых больших в мире - 12% ВВП».
Медведев предупредил, что «серьезным риском для преодоления кризиса является отсутствие цельного представления обо всех программах стимулирования, предпринимаемых в странах мира, а также от степени их влияния на глобальный бюджетный дефицит». Поэтому российский лидер предложил «полностью раскрывать текущую информацию и организовать тесную координацию на международном уровне национальных макроэкономических политик». Необходимо, предлагает Медведев, принять стандарты в области макроэкономической и бюджетной политики, которые были бы при этом обязательны для ведущих мировых экономик, в том числе для стран - эмитентов резервных валют.
Трудно, правда, себе представить, как США будут снижать астрономический госдолг ($1,3 трлн) и дефицит бюджета до приемлемого, например, в Евросоюзе в докризисные времена 3% ВВП. Тем не менее можно считать, что лидеры договорились о нежелательности отрицательного влияния той или иной национальной бюджетной политики на остальной мир.
В коммюнике «двадцатки» записано, что необходимо бороться и с фактами протекционизма. Правда, на пресс-конференции с российскими журналистами Дмитрий Медведев пояснил, что речь идет о «штучных решениях». Это означает, что далеко не все действия правительств, принятые для защиты внутреннего рынка, будут обязательно отменены. Ведь всего уже отмечено, как сказал Медведев, до 700 случаев протекционистских мер. Поэтому в каждом отдельном случае, во всяком случае в России, как отметил Медведев, будут разбираться, насколько те или иные защитные меры отрицательно влияют на развитие глобального рынка и действуют против иностранных инвесторов. Конкретных примеров Медведев приводить не стал. Но можно сделать вывод о том, что, например, фактические запретительные пошлины на ввоз поддержанных иномарок и существенное повышение пошлин на новые иномарки отменены не будут.
Глобальный денежный спецназ
Накануне лондонского саммита премьер Франции Николя Саркози грозился «хлопнуть дверью». Его не устраивало, что в первоначальном проекте итогового коммюнике округло формулировалась идея о необходимости создания мирового финансового регулятора. Однако в среду вечером на официальном ужине на Даунинг-стрит, 10 британский премьер Гордон Браун пошутил: «Ну куда он уйдет, вот он же спокойно ужинает». И действительно, компромисс нашли. Не без помощи России, которая вместе с Германией поддержала позицию Франции.
Правда, международный регулятор FSB реально заработает только при условии международного соглашения, в котором будут определены глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе, построенные как на уже существующих стандартах ОЭСР, так и на новых правилах финансовой отчетности. В частности, в коммюнике G20 отмечается, что новые правила финансовой отчетности должны предполагать открытие всеми компаниями информации, например, о выплатах бонусов по итогам года своему руководству.
Как известно, в США и в Евросоюзе уже приняты ограничения на выплату бонусов руководству тех компаний, которые получили государственную антикризисную помощь.
Медведев в четверг заявил, что аналогичные меры он предложит по возвращении из Лондона в Москву российскому правительству, а также руководству крупнейших компаний. Он подчеркнул, что, конечно, выплаты вознаграждений и бонусов - это дело компании. Но в условиях кризиса, когда всем тяжело, нужно умерить свои аппетиты, тем более это касается и как руководства компаний, получивших государственную помощь, так и руководства государственных компаний либо компаний с большим государственным участием.
«Нужно вести себя прилично в этой ситуации», - заметил Медведев.
ОЭСР со своей стороны в четверг опубликовала список, по определению Медведева, «налоговых гаваней» и «не сотрудничающих с регуляторами юрисдикций».
Усилится регулирующая роль МВФ и Всемирного банка. По словам Медведева, эксперты еще точно не определили различные программы помощи, они будут дорабатываться. Но самое главное в том, что эти деньги поступят в уже ставшие на путь реформирования МВФ и Всемирный банк. Саммит «двадцатки» согласился с давней российской идеей, которую разделяют практически все развивающиеся страны, - существенно пересмотреть распределение квот в уставном капитале МВФ. От их размера зависит число голосов при выработке решений фонда.
Например, сейчас квота США - 17%, России - 2,8%. Предлагается к 2011 году пересмотреть эти квоты с учетом современного экономического веса стран - членов МВФ. В результате страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) могут получить право на блокирование решений фонда.
Безусловно, реформированный МВФ будет жестче следить за тем, как страны-реципиенты фонда будут выполнять новые макроэкономические стандарты G20.
Сходство экономических позиций России и Китая в мире, а также растущую координацию их подходов к борьбе с кризисом заметил даже герцог Эдинбургский Филипп, муж Елизаветы II. В среду вечером во время приема у королевы в Букингемском дворце он спросил у пожаловавшейся на длительные встречи с русскими и китайскими делегациями супруги Барака Обамы Мишель: «А как вы их различаете?» Мишель не ответила, но явно по достоинству оценила британский юмор.
Предсказуемые резервы
Накануне саммита российская делегация максимально попыталась сблизить свои позиции с ведущими державами «двадцатки». Но одну тему на саммите официально Медведев поднимать не стал, ограничившись лишь двусторонними обсуждениями. Речь идет об увеличении числа региональных резервных валют (естественно, имеется в виду не только юань, но и рубль), а также о работе над учреждением новой мировой наднациональной валюты, роль которой могли бы сыграть SDR (специальные права заимствования - единица учета МВФ). Но, впрочем, от самой идеи российская делегация не отказалась и предложила МВФ исследовать эти предложения.
Медведев подытожил: «Главное - чтобы национальные валюты чувствовали себя нормально, а резервные были предсказуемыми». И подчеркнул, что в коммюнике «двадцатки» отражено положение, согласно которому G20 придется этой проблемой заняться вплотную. В частности, там записано, что необходимо проводить ответственную монетаристскую политику. «А это означает, - как уверен Медведев, - что мы еще вернемся к этому вопросу». Он напомнил об антикризисном фонде ЕврАзЭС в $10 млрд, $7,5 млрд в который выделены именно Россией.
Цепная реакция оптимизма
Ожидания принятия новых мер по выходу из мирового кризиса, которые должны были быть озвучены на саммите, запустили на мировых рынках цепную реакцию оптимизма, отмечают эксперты. Новости с саммита G20 стали сигналом и для отечественных инвесторов, говорит аналитик ГК АЛОР Анна Люканова. Начало саммита внесло свои коррективы в развитие рыночной ситуации, и инвесторы обратились к активным покупкам, отмечает и аналитик ИК «Файненшл Бридж»
Дмитрий Александров. Неслучайно российский рынок акций в четверг открылся резким гэпом вверх. А закрылась сессия прибавкой в 7,06% по индексу РТС (733,9 пункта) и 6,44% (837,91 пункта) по индексу ММВБ. Основное повышательное воздействие на индикаторы оказали бумаги нефтегазового и банковского секторов.
На фоне саммита практически незаметным прошло решение Европейского центробанка, который снизил свою ключевую ставку рефинансирования до исторического минимума - 1,25% годовых. Эксперты же ожидали более существенного снижения ставки - до 1% годовых и расценили действия ЕЦБ как нерешительные. Тем не менее европейские биржевые индикаторы заметно выросли к вечеру четверга. Британский индекс FTSE 100 прибавил 4,28%, немецкий DAX 30 - 6,07%, французский CAC 40 - 5,37%.
Основные положения коммюнике G20
Ужесточение регулирования рынков
Образование Совета финансовой стабильности (Financial Stability Board) на основе Форума финансовой стабильности,
установление контроля за хедж-фондами, борьба с «налоговыми раями». Китай также согласился опубликовать список таких территорий.
Учреждение регулирования и регистрации рейтинговых агентств.
Усиление роли мировых финансовых институтов
Выделение МВФ и ВБ в общей сложности $1,1 трлн, главным образом для помощи развивающимся экономикам;
одобрение гибких кредитов, которые легко и быстро получить.
Пересмотр квот МВФ (завершится в 2011 году), реформа ВБ (в 2010 году).
Борьба с протекционизмом
Активизация инструментов ВТО для стимулирования экспорта (организация будет проводить мониторинг ситуации и ежеквартально отчитываться); поддержка мировой торговли на сумму $250 млрд в течение следующих двух лет.
Кто входит в G20
Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония и Европейский союз.