Абхазия выставляется на тендер
Сухум предлагает России купить республиканские отрасли
Президент Абхазии Сергей Багапш и министр иностранных дел республики Сергей Шамба провели во вторник в Москве ряд встреч и переговоров. Абхазский лидер обсудил в правительстве РФ вопросы экономического порядка, в частности перспективы участия России в приватизации в Абхазии. Глава МИД республики обменялся с российским коллегой Сергеем Лавровым ратификационными грамотами, которые подписали главы двух стран. По словам Лаврова, Россия теперь будет представлять интересы Абхазии в третьих странах. Министры также обсудили вопросы, «являющиеся наиболее актуальными в развитии Договора о дружбе и сотрудничестве».
Как заявил накануне журналистам Сергей Багапш, «в ходе кратковременного визита в российской столице будут обсуждаться вопросы, связанные с развитием экономических отношений между Абхазией и Россией». Если исключить поставку на российский рынок абхазских вин и цитрусов, а в будущем – инертных стройматериалов, под этим на данном этапе следует понимать, что Сергей Багапш будет добиваться масштабной помощи РФ в восстановлении разрушенной абхазской экономики. А если называть вещи своими именами, то в создании экономики этой республики. Глава Абхазии никогда не скрывал, что в этом вопросе в первую очередь надеется на помощь России и немного на Украину, Белоруссию, Турцию – «примерно 90–95% инвестиций мы ожидаем от Москвы».
Проблема номер один нынешней Абхазии – коммуникации. Железная дорога российскими военными путейцами, как известно, приведена в порядок. Автомобильные пути уже ремонтируются российскими компаниями. В подвешенном состоянии находится не работающий 15 лет Сухумский аэропорт. По словам его директора Вячеслава Эшбы, аэропорт принимает только военные рейсы. Он практически лишен навигационной системы. По большому счету здесь работает только метеослужба, но об изменении погодных условий диспетчеры узнают зачастую с помощью интернета. Багапш считает, что Сухумский аэропорт способен взять на себя функции резервной взлетной полосы для Кавказа и юга России, в том числе во время Олимпиады в Сочи.
Другое глобальное предложение касается крупнейшей на Южном Кавказе Ингурской ГЭС, расположенной на стыке границы с Грузией, да еще так, что на грузинской стороне находится плотина, а на абхазской – системы управления. И Тбилиси, и Сухум, совместно эксплуатирующие ГЭС (60% электроэнергии поступает в распоряжение Грузии, а 40% – Абхазии), ревностно относятся к этому стратегическому объекту. И за несколько месяцев с момента признания Россией независимости Абхазии ГЭС дважды стала причиной резких взаимных пикировок («НГ» писала об этом).
Вначале Тбилиси возмутился заявлением Багапша о том, что ИнгуриГЭС принадлежит Абхазии и условия эксплуатации станции и распределения электроэнергии будут пересмотрены, так как для поднятия экономики республике нужны большие объемы электроэнергии. Затем наступил черед Сухума возмутиться намерением грузинской стороны приватизировать ГЭС. Одновременно абхазские власти одернули заинтересовавшийся было этим предложением Азербайджан. Спустя некоторое время о приватизации станции заговорил Багапш. «Нам эксплуатировать это хозяйство сложно, поэтому подключим российские структуры... Одна из российских фирм выразила желание приобрести ИнгуриГЭС, и мы это обсуждаем», – цитировали на днях информагентства абхазского лидера. Между тем, стало известно, что ИнгуриГЭС была включена в перечень вопросов, подлежавших рассмотрению в Москве.
Еще один масштабный проект – разработка углеводородных месторождений черноморского шельфа. Причем Сухум считает необходимым поскорее застолбить за собой нефть и газ вблизи от своих берегов, пока «их не захватила Грузия».
Генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед, известный тем, что разрабатывал стратегию экономического развития Татарстана по просьбе Минтимера Шаймиева, надежды руководства Абхазии назвал завышенными. «Россия не в состоянии осваивать шельфы на прибрежных территориях, для нее самой шельфы разрабатывают зарубежные компании», – заявил он на недавно прошедшем в Сухуме круглом столе. К тому же, по мнению Меламеда, властям следует сделать главную ставку на определенную отрасль экономики: не продуманная тщательнейшим образом эксплуатация недр может губительно сказаться на развитии туризма и курортной сфере.
Курортная сфера – еще один потенциальный кит, на котором может базироваться абхазская экономика. И здесь надежда – на российские инвестиции.
Во властных структурах Грузии, считающих Абхазию своей неотъемлемой частью, планы руководства республики комментировать не стали: «Мечтать не вредно». И лишь министр экономического развития Лаша Жвания заявил, что Грузия не допустит продажи ИнгуриГЭС, поскольку объект является собственностью страны. Впрочем, о механизмах практического противодействия Тбилиси планам Сухума ничего не известно. Вероятно, ими могут стать хозяйственные споры в международных судебных инстанциях.