Cекретный бизнес-план министра Сердюкова
Основные положения военной реформы не ясны даже генералам
Масштабное военное реформирование, развернутое по указанию президента – Верховного главнокомандующего Дмитрия Медведева, вызывает неприятие в офицерской среде. Дело дошло до того, что вчера на ежегодно-традиционном сборе руководящего состава Вооруженных сил вопреки многолетней традиции глава государства отсутствовал. Руководил расширенной коллегией министр обороны Анатолий Сердюков. Также вопреки многолетней традиции на сборы военной элиты не были допущены журналисты.
На подобных совещаниях обсуждаются итоги уходящего года. Министр обороны выступает с докладом. Затем президент – Верховный главнокомандующий дает свою оценку работы Минобороны, указывает на слабые стороны, очерчивает контуры военной политики на следующий год. Главкомы видов Вооруженных сил и командующие родов войск, военных округов и флотов докладывают свои оценки и предложения по совершенствованию военной организации страны и развитию Вооруженных сил в частности.
Нарушение традиции
Подчас разговор оказывается жестким – так случалось в предшествующие годы. Однако теперь о внутренних противоречиях в Минобороны никто не узнает – вчерашнее совещание прошло в обстановке полной секретности.
Пресс-служба Министерства обороны скупо сообщила, что кроме доклада министра обороны РФ Анатолия Сердюкова на коллегии были «заслушаны главкомы видов Вооруженных сил, командующие родами войск и военных округов (флотов)». Они доложили «о готовности к проведению оргштатных мероприятий по переводу армии к новому облику, сокращению офицерского состава и прапорщиков, а также переводу войск с дивизионной на бригадную систему управления».
Тщательная изоляция от СМИ, по мнению экспертов, обусловлена не строгой секретностью обсуждаемых проблем, а тем, что атмосфера в офицерской среде чрезвычайно накалена. Этим же обстоятельством определяется и отсутствие президента на совещании. В пресс-службе администрации главы государства корреспонденту «Независимой газеты» сообщили, «что такое мероприятие в графике президента не числится». За 17 лет существования российских Вооруженных сил лишь дважды была нарушена эта традиция: в 1995 и 1996 годах – из-за болезни Бориса Ельцина.
А офицеры и генералы ждали визита главы государства и готовы были задать интересующие их вопросы. Им многое непонятно, а значит, они не могут согласиться с проводимыми реформами.
Без понимания концепции
В глубине души военные понимают, что реформирование Вооруженных сил необходимо, так же как и искоренение разрастающейся в последние годы коррупции.
По сути дела, Вооруженные силы остаются советскими и по организации, и по обеспечению. Их советский характер в наибольшей степени способствует расцвету коррупционных проявлений в условиях рыночной экономики. Что, в свою очередь, влияет на понижение боеготовности в целом.
Противоречие можно решить изменением прежде всего их советского облика. Но как будет формироваться новый облик военной организации – офицерской массе не вполне ясно. Анатолий Сердюков серьезно взялся за наведение порядка в финансовых потоках. Задеты интересы многих групп в военной среде, имеющих отношение к обширным ресурсам. Естественно, возникает яростная реакция сопротивления. Она находит поддержку среди военнослужащих, которые не понимают существа проводимых Сердюковым преобразований. Таких, как сокращение офицерского корпуса в половину, уменьшение военно-учебных заведений с 60 до 10 учебных центров, переход на бригадную организацию, коммерциализация тыловых служб и другие мероприятия.
Ошибка команды Сердюкова очевидна. Офицерской массе не ясна концепция реформирования Вооруженных сил в целом. Они видят только хотя и крупные, но разрозненные мероприятия по реформированию. Например, объявлено о сокращении 200 генеральских должностей. Но при этом не раскрывается, какие генеральские должности предполагается сокращать. Те, которые входят в формирования тыла, поскольку он переходит в основном в руки гражданских специалистов? Или генеральские должности в дивизионном звене, которое ликвидируется? Или какие-то еще в огромном армейском организме?
Недопонимание распространяется и в офицерской среде, которая будет вдвое урезана. Какие именно должности сократят? С связи с какими реорганизационными мероприятиями? В какие сроки? Что будет с сокращенным персоналом, получат ли они выходное пособие, квартиры, какие-то льготы? Или это будет повторение хрущевского сокращения армии на миллион двести тысяч?
Где бизнес-план военных реформ?
К сожалению, подробных объяснений нет. Люди волнуются из-за того, что не имеют полного представления о том, как задумано реорганизовать армию. Хотя реорганизацию считают делом необходимым – ведь условий для нормальной жизни и службы военных не создано, боевая учеба и подготовка тоже оставляют желать много лучшего.
В таких случаях военные привыкли видеть развернутую картину реформирования. По сути, это тот же бизнес-план. Именно такой подход они считают концептуальным. Но концепция – бизнес-план военного реформирования – остается тайной за семью печатями. Возможно, в ее детали посвящены немногочисленные приближенные Сердюкова, но отнюдь не офицерская масса.
И, как следствие, возникают подозрения, что реформирование ведется спонтанно. А спонтанность военному делу противопоказана. Командиры всех степеней прежде, чем принять окончательное решение, приучены все выверять. Командир должен убедиться, что каждый его подчиненный знает свой маневр.
Сегодня основная масса офицеров не знает своего места в развернувшейся военной реформе, отсюда чувство нервозности. Это не лучшее сопровождение серьезной реорганизации, проводимой в Вооруженных силах.
Сочувствующие протестуют
Отсутствие широкой пропаганды военно-реформистских планов побуждает к активному противостоянию некоторые оппозиционные партии и общественные организации. На днях они выступили с обращениями в адрес президента страны с требованием «Остановить погром армии!» Документ с таким названием подписали 58 членов фракции КПРФ в Госдуме РФ, а также ряд военно-патриотических и ветеранских организаций России. В их числе возглавляемое депутатом ГД РФ Виктором Илюхиным движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки», Военно-державный союз РФ (руководит герой защиты Белого дома полковник СтаниславТерехов), – всего более 20. Кроме ветеранских организаций с обращением к президенту РФ остановить развал армии обратились экс-министр обороны РФ Игорь Родионов и президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов (в 1993–2001 годах возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества).
Чем шире реформы, тем больше сопротивление. Таков закон развития общества и его военной организации в частности. И в этот критический период отсутствие президента – Верховного главнокомандующего на важнейшем сборе руководящего состава лишь привносит ощущение того, что власть не совсем уверена в том, что делает.