Дело ЮКОСа: Политика, экономика...бандитизм

Мосгорсуд вынесет 1 августа приговор экс-акционеру ЮКОСа, бывшему вице-президенту компании Леониду Невзлину. Обвинение полагает, что этот глубоко гуманитарный человек, который в свои нынешние 59 лет успел побыть и ректором РГГУ, и главой Российского еврейского конгресса, писателем и одним из самых богатых людей мира (по данным Forbes), занимался организацией заказных убийств. И требует для него пожизненного заключения. Защита, естественно, настаивает, что ничего подобного не было. Сам Невзлин, впрочем, предпочел на суде не присутствовать, и сбежал в Израиль.
По данным СМИ в Израиле Леонид Невзлин живет очень скромно: имеет «небольшой» домик с бассейном во дворе «небольшого» участка, и жизнь ведет исключительно аскетическую – деньги если и тратит, то только на революцию в России. Правда, уже в Израиле с его именем был связан профессиональный скандал о «приватизации» местной нефтяной компании, а отдельные израильские правозащитники, не поленившиеся выступить даже в московском суде, утверждают, что израильское гражданство он получил мало того, что незаконно, не безвозмездно, да еще и остался за него должен.
Как бы то ни было, чем ближе к приговору, тем более интересные подробности жизни Невзлина становятся достоянием общественности. На телеканале ТВЦ в понедельник была озвучена запись телефонных переговоров известного ученого-гуманитария (написавшего целую одну книгу, и ту в соавторстве с Ходорковским), с одним из ключевых свидетелей по его делу Натальей Ганиной. С особым цинизмом, с «хиханьками и хаханьками», абоненты обсуждают показания суду, в которых женщина отрицает все, что возможно. «Молодец!», - слышится в записи голос, похожий на Невзлина.
«Люди дают на себя показания как криминальные элементы», - комментирует ситуацию политолог Сергей Кургинан. – «Это показывает, какой криминальный капитализм был построен у нас в 90-е». Эксперт напоминает, как строился этот режим: мэр Нефтеюганска Вадим Петухов, глава чайного магазина Валентина Корнеева, супруги Горины – все они мешали ЮКОСу и были убиты.
Комментирует судебный процесс над ЮКОСом и главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов. Его оппозиционность в последние годы претерпела значительные изменения – от «красной» коммунистической позиции до имперской и националистической и, наконец, через частичную поддержку плана Путина, к защите Ходорковского. Именно Александр Проханов на минувшей неделе заявил в эфире «Эха Москвы», что осведомленные источники во власти сообщили ему: дело ЮКОСа решено, а Ходорковский выйдет на волю уже в этом октябре.
Однако в интервью программе ТВЦ Александр Проханов отчего-то ушел от прежних категоричных утверждений. «Это была загадочная утечка», - рассказал он о своем откровении. Ведь как бывает, - поведал он слушателям, - либо создается утечка, либо создается экспромт.
От дальнейших комментариев глава «Завтра» воздержался, оставив зрителей недоумевать – то ли он «утечку» создал, то ли выдал «откровение в виде экспромта».
В целом же примеры из жизни некогда крупнейшей российской нефтяной компании, чуть не купившей на корню российскую политику, и, при этом, чуть было не отошедшей в собственность США, продолжают поражать воображение. Как минимум 12 жертв, фигурирующих в следственных делах. Инициативная группа, создавшая в сети сайт «ЮКОС. Белая книга» полагает, что это отнюдь не полный список. Уже его, впрочем, достаточно гособвинителю, чтобы требовать для Невзлина пожизненного заключения.
Уголовное дело по ЮКОСу, однако, находится еще в самом начале, этого не скрывают авторы программы на ТВЦ. Расследование далеко еще не закончено, а по многим фактам уголовные дела еще даже не заведены. Произошло это по очень простой причине: изначально все сходило ЮКОСу с рук, теперь же людям уже не верится, что такое могло происходить в действительности.
К примеру, запись телефонного разговора, где «голос, похожий на Леонида Невзлина» обсуждает с голосом, не менее «похожим на экс-депутата Госдумы и бывшего главы аналитического управления компании ЮКОС Алексея Кондаурова» важный деловой вопрос: как создать проблемы руководству химического завода в Воскресенске. Уж больно был лакомый кусок – завод минеральных удобрений, а интересы НК ЮКОС распространялись отнюдь не только на нефть.
Сейчас действительно трудно поверить, что каких-то 6-8 лет назад именно такими методами и решались в стране «деловые вопросы». Но те, кто «решал», по сей день уверяют окружающих, что их преследуют по политическим мотивам.