Юбилей застоя
В Калмыкию приедут депутаты Госдумы, озаботившиеся положением в республике
Группа парламентариев Госдумы на днях вылетает в Элисту для изучения ситуации в республике. Депутаты обеспокоены резким осложнением социально-экономической ситуации в этой республике. В ходе поездки парламентарии планируют обсудить с коллегами сложившуюся ситуацию и выработать меры, способствующие выходу хозяйства республики из кризиса.
15-летие пребывания Кирсана Илюмжинова на президентском посту в Калмыкии, которое будет отмечаться 11 апреля, республика встречает акциями протеста и предпоследним местом в России по уровню жизни населения. Специалисты так же говорят о росте коррупции, национализма и системном кризисе, поразившем республику. Республиканская элита ждет, когда же Кремль наберется политической воли, чтобы навести в Калмыкии порядок. В противном случае пояс напряженности на Северном Кавказе уже в скором времени может включить в себя и Калмыкию, поставив под угрозу стабильность во всем Южном Федеральном округе.
На днях на первом международном смотре-конкурсе «Лучший город СНГ», проходившем в Москве, столице Калмыкии присвоен один из дипломов форума. Элиста получила диплом «За стабильное и динамичное развитие города, внедрение инновационных разработок в жилищно-коммунальном секторе». Примечательно лишь, что мэр города Радий Бурулов практически сразу после президентских выборов стал фигурантом уголовного дела. Впрочем, в республике знают, что если б не выборы, то уголовное дело против Бурулова было бы возбуждено на несколько месяцев раньше. Скорее всего, еще в январе, когда мэр отказался выполнить требование Илюмжинова и досрочно уйти в отставку. Тогда президент Калмыкии поголовно отправлял в отставку всех в республике – правительство, парламент республики… Хотел отправить в отставку и мэра с городским Советом, да те отказались.
Кстати, любопытно, что оправленные в отставку депутаты народного собрания республики практически в полном составе переизбирались в новый состав Курултая. Когда же на одной из предвыборных встреч одного из депутатов спросили: «За чем же вы уходили в отставку?», он ничего не ответил. А вот не к месту любопытного избирателя на следующий день уволили с работы.
Отставка же главы республиканского правительства Козачко и элистинского мэра Бурулова, по мнению местных наблюдателей, нужна была Илюмжинову в целях самосохранения. Эти два калмыцких чиновника, не особо, к тому же, лояльных Кирсану, виноваты в том, что их фамилии оказались в качестве альтернативы в списке, представленном Президенту РФ для назначения главы республики.
Впрочем, когда Бурулов начинал на посту мэра, у него не было к Илюмжинову никаких претензий. И хоть он и не считался членом президентской команды, но и в оппозиции к Илюмжинову не стоял.
Противоречия возникли позже, когда положенные городу деньги вдруг стали безвозвратно оседать в республиканской казне. А тут еще большие торжества «на носу» -- в 2009 году Калмыкия готовится отметить 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Республика, которая и так живет только на дотации из федерального бюджета, ждет к празднику дополнительных подачек. Как говорят в окружении Илюмжинова, «шеф» не может допустить, чтоб эти деньги прошли мимо него.
Грядущие торжества, кстати, могут стать напоминанием о событиях 400-летней давности. Калмыкия присоединилась к Русскому царству как раз в годы случившейся смуты. Добровольно присоединившиеся калмыки тогда не плохо погуляли по русским селениям как отдельными бандами, так и в составе «войск» Тушинского вора.
Сегодня проводимая Илюмжиновым политика практически не оставляет населению другого выхода, как пойти по стопам кочевых предков. Доля убыточных предприятий в Калмыкии составляет 61,1%, почти половина населения республики -- 48,9% имеют доходы ниже прожиточного минимума. Безработица достигает почти 60%. Но даже наличие работы не гарантирует нормальное существование -- задолженность по выплате заработной платы составляет в Калмыкии 23,3 млн. рублей. Не удивительно, что люди бегут от такого «благополучия». За последние годы из региона уехало около 60 тысяч человек – примерно пятая часть всего населения Калмыкии.
Те, кто не может сразу уехать в соседние регионы - Волгоградскую область, Ставропольский край, перебираются в Элисту. Столица республики обросла целыми пригородами, самовольно построенными приезжими. Кто может, переезжает сюда сразу с домом, остальные строят себе убежища из подручного материала – досок, фанеры, картонных коробок. Работы на всех естественно не хватает, а потому люди вынуждены пробиваться чуть ли не разбоем: уровень преступности в республике за несколько последних лет вырос в разы.
В прошлом году по столице степной республики прокатилась волна убийств русской молодежи. «Отмороженные» банды калмыков-подростков, выходцев из обнищавших сельских районов, толпами нападали на молодые пары, на глазах у девушек забивая парней арматурой и дубьем. Просто за то, что русские. Счет жертвам – на десятки. И никто из преступников, даже из тех немногочисленных, кто был пойман и осужден, не понес наказания за разжигание межнациональной розни. Череду жестоких убийств списали на «бытовуху».
Тем временем Кирсан Илюмжинов продолжает воплощать в жизнь свой негласный лозунг: «Калмыцкая земля должна принадлежать калмыкам». Еще в 90-х, он инициировал создание двух местных общественно-политических организаций – «Родной край» и «Уралан, Калмыкия!», которые носят крайне националистический характер. А не так давно Илюмжинов открыто выступил с идеей «паспортизации калмыцкого народа», укрепляющей в Калмыкии родоплеменной строй. На собраниях калмыцких родов стали открыто обсуждаться пути усиления родового влияния в различных структурах власти, в результате чего в республиканских учреждениях и ведомствах прием на работу начал осуществляться по принадлежности к тому или иному роду. Места для не калмыков в республике просто не осталось. Массовый отток из республики русских семей сравним, пожалуй, лишь с миграцией русских из Чечни в середине 90-х.
Поразительно, что на этом фоне Москва продолжает делать вид, что верит заявлениям Илюмжинова в то, что только он один способен гарантировать стабильность в республике. Подобные иллюзии в свое время дорого обошлись в Дагестане, где покровительство Москвы местным коррумпированным кланам чуть не довело республику до гражданской войны.