Почему Касьянов оказался «немогучкой»?
Отказ Центризбиркома зарегистрировать кандидатом в президенты Михаила Касьянова не стал неожиданностью для знатоков политической жизни. За три года пребывания в оппозиции экс-премьер так и не смог стать серьёзным и перспективным политиком и продемонстрировать организаторские способности.
Напомним, что ЦИК проверил 600 тысяч подписей из 2 миллионов 63 тысяч 666, сданных Касьяновым в свою поддержку. Еще за неделю до окончательного решения ЦИК стало известно, что подписи, признанные недействительными, превысили установленную законом норму в 5 процентов и достигли 13,36 процентов от сданных. Сегодня было официально решено, что фамилию Касьянова в избирательных бюллетенях 2 марта россияне не увидят. При сборе подписей "было допущено легковесное отношение, что привело к такому тяжкому последствию, как отказ в регистрации", подчеркнула член ЦИК Эльвира Ермакова.
Считающий себя приверженцем демократии, Михаил Касьянов, тем не менее, подошел к выборам не как политик, а как чиновник, привыкший всё закулисно решать в тишине кабинетов. Он не раз проговаривался в последнее время, что вопрос о его регистрации будет решать не ЦИК, а лично Владимир Путин. "Если власть меня не зарегистрирует, то значит она меня боится", - многозначительно отметил Касьянов в день сдачи подписей 16 января на "Эхо Москвы".
На такое отношение к политическим реалиям, видимо, повлияла биография экс-премьера, ставшего вторым человеком в государстве под нажимом известной олигархической группы, весьма влиятельной в последние годы Бориса Ельцина. Касьянов в своей жизни не разу не брал на себя полную ответственность за дело, никогда не занимался предпринимательством, предпочитая быть встроенным в бюрократическую систему "круговой поруки" 90-х годов, от которой Россия так тяжёло, но неуклонно сейчас избавляется.
Лидер ДПР и политтехнолог с пятнадцатилетним стажем Андрей Богданов, тоже собравший 2 миллиона голосов для участия в президентских выборах и благоприятно прошедший проверку ЦИКа , считает, что Касьянов стал жертвой своей чиновничьей зашоренности и веры в силу административного ресурса. "Ко мне ещё перед Новым годом из регионов поступала информация, что на Касьянова стали работать профессиональные сборщики, - говорит Богданов. – Они незаконно зачастую использовали базы данных граждан, подделывали подписи. Хотя Касьянов и уверял, что на него работали опытные специалисты, судя по итогам проверок они до конца не разобрались в правилах оформления подписных листов и подвели своего заказчика".
Кстати, в ряде российских регионов (Курской области, Башкирии) правоохранительные органы сейчас проводят проверки по фактам фальсификации сборщиками Касьянова части подписей. А в республике Марий Эл уже заведено уголовное дело на ту же тему, по которому проходит руководитель местного касьяновского штаба Рустам Абдуллин.
Касьянов вряд ли будет оспаривать решение Центризбиркома в судах, в том числе и в Верховном. В этой ситуации стоит вспомнить о прошлогоднем решении Верховного суда по иску партии "Яблоко", чей партийный список был снят с выборов в законодательное собрание Санкт-Петербурга. Суд признал, что Центризбирком законно счёл недействительными подписи в поддержку "Яблока" тех граждан, которые были оформлены неверно в подписных листах.
Так почему же ещё в 2005 году обозначивший свои президентские амбиции Касьянов в итоге оказался, как один из персонажей Эмиля Золя, "немогучкой"? И не смог организовать даже грамотное оформление подписей в свою поддержку, хотя постоянно хвастался, что в его избирательном штабе работают высокопрофессиональные ветераны Центризбиркома?
Может быть потому, что Касьянов вместо того, чтобы набираться опыта применения избирательного законодательства, изучать реалии российских регионов, большую часть времени проводил в заграничных вояжах, выторговывая безусловную поддержку себя Западом в качестве объединителя российской оппозиции? Возвращение в большую политику Касьянов начал с поездки в США и с тех пор предпочитал западные столицы гораздо более редким поездкам по российским регионам. Его двухлетней давности обещания установить в случае прихода к власти «справедливые» цены на российскую нефть в размере 20-25 долларов за барелль стали уже притчей во языцех. Как и повторяемые до сих пор заявления о необходимости включения России в мировую систему некоей энергетической безопасности, что подразумевает подчинение природных ресурсов нашей страны интересам западных экономик.
По внутренним российским делам Касьянов также показал свою юридическую безграмотность. Ещё в апреле 2006 года он публично пообещал немедленно освободить Михаила Ходорковского – как только въедет в Кремль, разумеется. Даже сегодня, когда Ходорковскому по второму, гораздо более серьёзному экономическому делу, реально "светит" 22 года лишения свободы, Касьянов считает своего кумира "политическим заключённым", которого надо немедленно освободить "без суда и следствия". Именно это следует из недавнего сенсационного интервью правой руки Касьянова Ивана Старикова "Национальному журналу".
При таких безответственных заявлениях Касьянову и его команде не удалось даже создать логически продуманную программу для своей структуры и президентской кампании. Недавно в Самаре Касьянов обещал горстке своих почитателей, что, став президентом, он за 100 дней избавит Россию от воровства и остановит рост цен. И как можно после этого удивляться количеству брака в подписных листах столь "ответственного" деятеля? Чья бурная, но, похоже, краткосрочная политкарьера явно нуждается во внимании современных российских продолжателей Золя.