Ислам Каримов решит, кто будет президентом
Эксперты предлагают два пути продления полномочий главы Узбекистана
Выборы президента Узбекистана состоятся 23 декабря 2007 года. В выходные ЦИК дал официальный старт избирательным кампаниям, регистрация же кандидатов в президенты начнется 19 октября. Для этого им необходимо представить подписи 5% от общего количества избирателей. С учетом того, что в Узбекистане – 16 млн. граждан с правом голоса, претендент на высший пост должен собрать 800 тыс. подписей.
В последние дни в Узбекистане развернулась активная дискуссия вокруг предстоящих президентских выборов. Основная интрига – будет ли в третий раз баллотироваться нынешний президент Ислам Каримов? Как он обойдет статью 90 Конституции, гласящую, что «одно и то же лицо не может быть президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд». А Ислам Каримов пребывает на посту главы государства 17 лет. Дважды его избирали на пост президента – в 1991 и 2000 году. Еще два раза его полномочия продлевались на референдумах. В 2001 году на плебисцит вынесли два вопроса: о переходе к двухпалатному парламенту и об увеличении президентского срока с пяти до семи лет.
Эксперты предлагают два сценария развития событий. Это может быть туркменский вариант, когда Туркменбаши попросили править страной пожизненно, или казахстанский, где за заслуги перед отечеством для Нурсултана Назарбаева отменили ограничения по срокам. «Природа политической системы в Узбекистане остается неизменной, поэтому ожидать прорывных результатов не приходится. Если продвинутый Казахстан не смог продемонстрировать серьезных демократических инноваций, когда состоялись президентские выборы, то отставший от него Узбекистан еще меньше готов к политическим инновациям», – заявил «НГ» доцент Университета мировой экономики и дипломатии Фархад Толипов.
Самый банальный вариант обеспечения участия Каримова в президентских выборах – внесение очередных изменений в Конституцию. Сделать это несложно. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся через парламент, и для их утверждения необходимо две трети голосов Сената и нижней палаты парламента. «На самом деле все гораздо прозаичнее: если Каримов захочет, то он будет президентом. Все остальные вопросы снимаются с повестки дня автоматически. Политическая ситуация в Узбекистане еще более скучная, чем где бы то ни было», – сказал «НГ» член экспертного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.
Нет причин, чтобы сомневаться в том, что Каримов не захочет расстаться с президентским креслом. Все 17 лет он «закладывал фундамент национальной государственности и устойчивого развития страны». Об этом заявил сам Каримов в парламенте на торжественном заседании, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана. Теперь, видимо, настало время получать дивиденды.
Наибольшие экономические и политические дивиденды Узбекистан получает от сотрудничества с Россией. Москва и Ташкент подписали российско-узбекистанский договор о союзнических отношениях. Каримов пошел на создание российско-узбекского консорциума по разработке местных газовых месторождений. А не так давно было принято решение, продать российским бизнесменам большинство неприватизированных предприятий республики.
«Альтернативы президенту Исламу Каримову не видно», – отметил «НГ» Фархад Толипов. Желание участвовать в предстоящих выборах изъявили экономист Джахонгир Шосалимов, специалист в пищевой отрасли Абдилло Тожибой угли, эколог Актам Шаймарданов, специалист в области энергоснабжения Валерий Галкин, ученый-гуманитарий Акбар Алиев, однако оно ничем не подкреплено. Это малоизвестные в Узбекистане люди, и эксперты сомневаются даже в том, что они смогут пройти регистрацию, то есть собрать необходимые 800 тыс. подписей.
Не исключено, что в выборах могут принять участие лидеры пяти зарегистрированных политических партий. Однако, как заметил Фархад Толипов, «существующие политические партии полностью дискредитировали себя, не проявив сколько-нибудь заметной активности по поводу выборов в такой важный и ответственный год в нашей истории».
Оппозиционные группы как внутри страны, так и за рубежом не располагают необходимыми ресурсами, чтобы реально претендовать на власть в Узбекистане, не пользуются достаточным влиянием и авторитетом, чтобы рассчитывать на поддержку населения. «Состояние общественного мнения можно оценить как конформистское», – сказал «НГ» Фархад Толипов.
Алексей Малашенко считает, что «сонная внутриполитическая жизнь в Узбекистане не будет продолжаться бесконечно долго». «В состоянии политической стагнации, в которой находится Узбекистан, происходит накопление негативной энергии. А как показывает практика, подобная ситуация оборачивается последующими революциями и прочими неожиданностями», – сказал он «НГ».