Эхо ливанской пощечины
Израильского премьера Эхуда Ольмерта подозревают в коррупции, лоббизме и военных просчетах
Израильскому истеблишменту приходится дорого платить за прошлогоднюю ливанскую войну, фактически проигранную еврейским государством. В стране нарастает череда громких скандалов. На этот раз в эпицентре политической бури оказался сам премьер-министр Эхуд Ольмерт, которого подозревают в коррупции и лоббизме. Сегодня ему придется прервать неотложные государственные дела, чтобы дать показания в полиции.
Премьер-министра обвиняют в том, что в 2005 году, в бытность главой минфина, он продвигал интересы двух своих друзей-миллиардеров, участвовавших в тендере на приобретение контрольного пакета банка «Леуми», – гражданина США Даниеля Абрамса и Франка Леваи, бизнесмена из Австралии. Ключевой фигурой в скандале является Абрамс, имя которого недавно попало в газеты в связи с покупкой им квартиры Эхуда Ольмерта по завышенной цене. Как подозревает следствие, это было взяткой за содействие в покупке акций «Леуми» – второго по величине израильского банка.
Местные наблюдатели говорят о том, что Израиль переживает наиболее глубокий системный политический кризис со времени своего создания в 1948 году. Причины его коренятся в оставшейся неудовлетворенной звонкой пощечине, которую Израилю дали боевики «Хезболлы» во время войны в Ливане летом прошлого года. В ходе вооруженного конфликта погибло 1200 ливанцев. Потери со стороны Израиля составили 160 человек, в основном военнослужащих. Но дело даже не в цифрах, а в том психологическом шоке и последовавшей за этим морально-политической депрессии, которые израильское общество испытало в результате провальной ливанской кампании. Выяснилось, что казавшийся несокрушимым Израиль полностью беззащитен перед современными формами терроризма, которые демонстрирует себе финансируемая и вооружаемая Ираном ливанская «Хезболла». Считавшаяся до того «непобедимой» израильская армия спасовала перед партизанской тактикой ливанских шиитов. Чувствительные потери понесла не только армия, но и гражданское население Израиля, оказавшееся объектом массированных ракетных атак с территории Ливана.
Авторитет израильского правительства, подорванный неудачной войной, продолжает неумолимо падать. После некоторой паузы, связанной с необходимостью сохранить лицо в глазах арабов, первой «покатилась голова» начальника генерального штаба Дана Халуца, который ушел в отставку в январе. Но малой кровью задобрить негодующую общественность не удалось. Причастная к ливанскому «блицкригу» правящая политическая элита оказались опутанной целой сетью криминальных дел и громких, неожиданно всплывших на поверхность скандалов. Против президента страны Моше Кацава выдвигались обвинения в совершении преступлений на сексуальной почве. Под следствием оказались ближайшие соратники Ольмерта от партии «Кадима» – экс-министр юстиции, депутат кнессета Хаим Рамон, представший перед судом по обвинению в сексуальных домогательствах, и Цахи Анегби, против которого выдвинуты обвинения в коррупции.
Под самим Ольмертом кресло первый раз закачалось еще в апреле, после публикации доклада правительственной комиссии, занимавшейся анализом второй ливанской войны. В 320-страничном документе комиссия взваливает на Ольмерта главную ответственность за военное фиаско, в частности, за «серьезные просчеты в оценке ситуации, поспешные и непоследовательные действия». «Премьер-министр принял поспешное решение об объявлении войны «Хезболле», несмотря на отсутствие детально разработанного военного плана, создать который он и не приказывал», – подчеркивает в докладе судья Элияху Виноград, председатель комиссии по расследованию. Несмотря на сильнейший морально-политический нажим, Ольмерт весной все же удержался на своем посту.
В итоге, отказавшись уйти «по-хорошему», премьер-министр Эхуд Ольмерт, чей рейтинг снизился до рекордно низких 23%, сейчас столкнулся с целой гроздью обвинений, в том числе криминальных. Полиция и прокуратура сейчас проверяют выдвинутые против него обвинения сразу по четырем направлениям – манипуляции с квартирой, продвижение «нужных людей» на руководящие посты, предоставление финансовых льгот адвокату Ури Месеру (в бытность Ольмерта министром промышленности) и вмешательство в ход тендера по приватизации банка «Леуми».