Выкупленная жизнь
Ливийские власти отменили смертный приговор болгарским медсестрам
Вчера вечером в деле осужденных в Ливии болгарских медсестер произошел коренной поворот. Родственники 439 пострадавших детей заявили, что более не требуют смертной казни для пяти болгарских медсестер и палестинского врача-педиатра, приговоренных в 2004 году к расстрелу за заражение их чад СПИДом.
Официально отменить смертные приговоры может Высший совет юстиции Ливии, закрытое заседание которого должно было состояться после оформления всех необходимых документов. Вчера поздно вечером поступили сообщения, что Высший совет заменил смертный приговор на пожизненное заключение.
Весь день семьи пострадавших обналичивали чеки в банках, полученные в обмен на подписанные ими мировые соглашения. Каждая семья получила чек на 1 млн долл. Всего в списки на получение денежной компенсации были включены 460 фамилий, среди них были нескольких заболевших СПИДом матерей. 56 детей не дожили до торжества справедливости.
Пресс-секретарь посольства Болгарии в Москве Нели Пигулева сообщила «Времени новостей», что в соглашениях пострадавшие просят Высший совет юстиции Ливии отменить смертный приговор или смягчить наказание для болгарских медиков. «Компенсации выплачивает фонд «Бенгази», созданный в 2005 году Ливией, Болгарией и США под патронажем Евросоюза. Семьи пострадавших получили свыше 400 млн долл. При основании фонда стороны договорились не разглашать источник поступления денег. Мы с нетерпением ждем отмены смертного приговора нашим медсестрам», -- сказала г-жа Пигулева. Кстати, по исламскому обычаю пострадавшие, получившие деньги, не могут требовать смерти тех, кто выкупил свою жизнь.
Болгарские медсестры Кристина Вулчева, Нася Ненова, Валентина Сиропуло, Валя Червеняшка, Снежана Димитрова и палестинский врач Ашраф аль-Хаджаджа, получивший недавно болгарское гражданство, работали в Ливии по контракту. В 1999 году их арестовали в городе Бенгази после выявления случаев массового заражения детей СПИДом в больнице «Аль-Фатих».
По одной версии, заражение детей СПИДом произошло потому, что сестры использовали непроверенную плазму при переливании крови, а качественную сыворотку продавали на рынке. По другой, в больнице «Аль-Фатих» имел место заговор против Ливии, координируемый спецслужбами США и Израиля. Однако версия заговора отпала, а обвинение в злом умысле оказалось под сомнением, после того как в январе 2005 года сын ливийского лидера Саиф аль-Ислам Каддафи признал, что заражение детей СПИДом произошло по халатности.
Сами медики утверждали, что дети заразились из-за антисанитарных условий в ливийской клинике. Медсестры заявляли, что невиновны, что их пытали, чтобы выбить признания. В декабре 2005 года Верховный суд Ливии удовлетворил апелляцию, поданную адвокатами болгарских медиков, и отменил вынесенный в 2004 году смертный приговор. Однако через год Высший апелляционный суд Триполи подтвердил смертный приговор, а на минувшей неделе Верховный суд Ливии оставил смертный приговор в силе, сохранив за осужденными право обратиться в высшую юридическую инстанцию Ливии -- Высший совет юстиции.
Руководитель научного центра «Российско-арабский диалог» Института востоковедения РАН профессор Анатолий Егорин в беседе с корреспондентом «Времени новостей» предположил, что медсестры стали «слабым звеном», на которое «можно было свалить вину за разрушенную систему здравоохранения» Ливии. Инициатива помилования в обмен за деньги принадлежала Триполи. Еще в начале 2006 года сын Каддафи, Саиф аль-Ислам, предложил Софии выплатить семьям инфицированных детей деньги, равные тем, которые заплатила Ливия семьям погибших при взрыве американского самолета в декабре 1988 года над шотландским Локерби. В 2003 году Триполи выплатил по 10 млн долл. за каждого из 270 погибших. Однако теперь цена компенсации за одного зараженного ливийского ребенка оказалась в десять раз меньше -- всего один миллион.
Профессор Егорин убежден, что «Каддафи давно бы пошел на мировую, но он вынужден считаться с внутренними кланами и племенными вождями. Большинство пострадавших детей были отпрысками ливийской племенной элиты. Теперь деньгами фонда «Бенгази» ливийский лидер откупается от племенных вождей, на которых он опирается. Кроме того, он очень много потратил на закрытие «дела Локерби». Так что он вполне мог стать в позу -- мол, раз я заплатил, теперь вы платите». Впрочем, заметил наш собеседник, «по своему характеру Муаммар Каддафи может сам заплатить хоть миллиард долларов, чтобы не ссориться с Западом».