"Он их раздражает"
Российского адвоката впервые привлекают к уголовной ответственности за разглашение гостайны
Впервые в российской практике адвоката привлекают к уголовной ответственности за разглашение им сведений, содержащих гостайну, в связи с осуществлением им защиты своего клиента.
Вчера Тверской районный суд столицы по ходатайству городской прокуратуры признал наличие в действиях известного адвоката Бориса Кузнецова признаков преступления, предусмотренных данной статьей УК. В частности, речь шла о том, что адвокат, представляющий интересы экс-сенатора Левона Чахмахчяна, скопировал некую секретную справку из его уголовного дела, а потом направил ее вместе с другими документами в Конституционный суд.
Если решение Тверского суда вступит в законную силу, в отношении г-на Кузнецова, скорее всего, возбудят уголовное дело, а его самого лишат адвокатского статуса. Известный адвокат сам прийти на заседание суда вчера не смог, сославшись на болезнь, но его представители назвали вынесенное решение «местью спецслужб за его профессиональную деятельность».
Поводом для скандала и судебного разбирательства стала справка с грифом «секретно», содержащаяся в материалах дела г-на Чахмахчяна, обвиняемого в мошенничестве. В этом документе с санкции судьи Верховного суда в рамках проверки оперативной информации о вымогательстве экс-сенатором 1,5 млн долл. у руководства авиакомпании «Трансаэро» давалось право на прослушивание телефонных разговоров сенатора. Адвокат Кузнецов этот документ сфотографировал и отправил вместе с жалобой в Конституционный суд. По мнению защитника, данная справка являлась доказательством грубого нарушения сотрудниками ФСБ Конституции и других законов.
«По закону на члена Совета Федерации и его имущество распространяется неприкосновенность. На тот момент никто его этого права не лишал. Оперативники не имели права прослушивать сенатора, а судья не вправе был давать добро на такие действия», - рассказал тогда Борис Кузнецов «Времени новостей». Г-н Кузнецов очень удивился тому, что прокуратура нашла в его действиях признаки уголовного преступления: «Во-первых, я направил эту бумагу в Конституционный суд только после того, как прокуратура сама ее рассекретила, чтобы она могла фигурировать в деле как доказательство. Во-вторых, она не может быть секретной по определению, потому что по закону не подлежат засекречиванию сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и нарушения законности органами госвласти. В-третьих, я эту справку в конце концов не в ЦРУ передал, а в наш российский Конституционный суд. Тогда уж вместе со мной нужно наказывать сотрудников прокуратуры, направивших дело с секретной справкой в обычный Тверской суд, где нет канцелярии по секретному производству».
Эти и другие доводы г-н Кузнецов вместе со своим адвокатом Робертом Зиновьевым приводили вчера и в Тверском суде. Однако суд, по мнению стороны защиты, их слушать не стал и вынес «заведомо необоснованное решение». «Во-первых, нам не дали подготовиться к делу. Материал проверки прокуратуры занимает 79 листов. Судья позволил нам с ним ознакомиться только во время перерыва в ходе процесса. Во-вторых, заключение о секретности справки составлялось сотрудниками ФСБ, которые, собственно, по нашему мнению, в нарушение законодательства и прослушивали сенатора», - отметил г-н Зиновьев. Кроме того, по его мнению, представители прокуратуры не смогли ответить, а судья этого не учел при принятии решения, в чем же именно заключаются вредные последствия от деятельности адвоката Кузнецова.
«В законе говорится, что к гостайне относятся те сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ, - недоумевал г-н Зиновьев. - Вместе с тем судья сказала, что все доводы Кузнецова будут проверены в ходе предварительного следствия». По словам адвоката, в ближайшее время они направят жалобу на решение Тверского суда в Мосгорсуд, но в том, что оно будет отменено, сильно сомневаются. «Активная позиция Кузнецова, работающего по делам, которые «сопровождает» ФСБ, их раздражает. Таким образом спецслужбы пытаются выбить из колеи грамотного специалиста, мстят. Борис Авраамович очень переживает, что не могло не сказаться на его здоровье, он заболел», - отметил г-н Зиновьев.
За разглашение гостайны без тяжких последствий по российским законам предусмотрено лишение свободы на срок до четырех лет.
Обвиняемые адвокаты
В современной истории России немало уголовных дел в отношении адвокатов. Одно из относительно давних, но крупных - уголовное преследование адвоката и правозащитника Сергея Бровченко, которое закончилось тем, что в мае 1997 года в его автомобиле обнаружили портфель, в котором лежало четыре с половиной килограмма кокаина. Позднее появилась информация, что на пакете с наркотиками были следы характерной бирки, которая указывала на то, что наркотики до этого уже были вещественным доказательством по другому делу. Но Бровченко был осужден на девять лет лишения свободы. Он вышел на свободу только в январе 2004 года, после того как отсидел шесть с половиной лет. Савеловский суд Москвы решил изменить ему меру пресечения на подписку о невыезде.
Уголовное дело в отношении адвоката Роберта Зиновьева началось с того, что Пресненский райсуд Москвы в ноябре 2004 года признал его подзащитного Евгения Янковского виновным в хищении 1 млрд руб. и приговорил его к восьми годам колонии общего режима. И подсудимый, и адвокат были уверены в предвзятом отношении суда. После финальной речи г-на Зиновьева судья Елена Литвиненко обратилась в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении адвоката за клевету. Через полгода Пресненская межрайонная прокуратура Москвы прекратила дело за отсутствием состава преступления.
Московский окружной военный суд 19 мая 2004 года вынес обвинительный приговор бывшему подполковнику ФСБ Михаилу Трепашкину, занимавшемуся после увольнения из спецслужб частной адвокатской практикой, одному из участников скандальной пресс-конференции, когда в 1998 году группа офицеров ФСБ обвинила руководство своего ведомства в организации заказных убийств. Михаила Трепашкина приговорили к четырем годам лишения свободы за разглашение государственной тайны. По версии обвинения, проходя с 1984 по 1997 год службу в КГБ СССР и ФСБ РФ, Трепашкин копировал служебные документы, которые в дальнейшем незаконно хранил у себя дома. Во время обыска у него были изъяты следственные материалы КГБ СССР, Министерства безопасности РФ, ФСК и ФСБ в письменной форме и на дискетах.
В январе 2005 года Басманный суд санкционировал возбуждение уголовного дела в отношении Павла Ивлева, адвоката обслуживавшей ЮКОС юридической компании ALM-Feldmans. Генпрокуратура подозревала юриста в присвоении 2,4 млрд долл., принадлежащих ЮКОСу, отмывании 810 млн долл. и уклонении от уплаты налогов. В середине февраля того же года Мосгорсуд удовлетворил жалобу защиты Ивлева, не обнаружив в его действиях состава преступления.
В марте 2005 года прокуратура Москвы возбудила уголовное дело в отношении адвоката Виктора Паршуткина "по результатам проведенной проверки" по статье "воспрепятствование осуществлению правосудия" УК РФ. По мнению прокуратуры, г-н Паршуткин организовал серию публикаций по делу своего подзащитного предпринимателя Игоря Поддубного и контактировал по существу дела с присяжными заседателями. Уголовное дело прекращено в феврале 2006 года.