Держи радар шире
США не откажутся от развертывания ПРО в Европе

США вчера фактически отвергли предложение президента России Владимира Путина отказаться от планов развертывания ПРО в Европе. Вашингтон не исключает возможности совместного использования Габалинской РЛС, находящейся в Азербайджане, но продолжит развертывание элементов ПРО в Польше и Чехии.
"Мы продолжаем переговоры с Чехией и Польшей, мы продолжаем переговоры с НАТО,– заявила вчера госсекретарь США Кондолиза Райс.– Мы делаем то, что будет наилучшим с точки зрения обеспечения нашей безопасности. Мы не случайным образом выбираем места для размещения элементов ПРО. Мы руководствуемся геометрией и географией, чтобы определить, как и где нужно перехватывать ракеты". Она оговорилась, что от сотрудничества с Москвой в Азербайджане США не отказываются, однако размещение ПРО в Европе остается приоритетом. "Эта идея (использования Габалинской РЛС) не была отвергнута. Но нам нужно еще посмотреть, имеет ли смысл размещать ПРО в Азербайджане",– сказала она.
Причину такой уверенной позиции госпожи Райс объяснил официальный представитель американского Агентства по противоракетной обороне Рик Ленер: "Я не знаю, проводились ли какие-либо исследования и расчеты такой местности, как Азербайджан. Между тем именно после исследования территории всей Европы мы сочли необходимым, чтобы противоракеты-перехватчики и радар были размещены именно на территории Польши и Чехии". Дело в том, что Польша и Чехия территориально расположены как раз на прогнозируемой траектории полета баллистической ракеты, выпущенной из Ирана в сторону Вашингтона.
Сомнения американцев в отношении пригодности Габалы вполне объяснимы. Дело в том, что Габалинская РЛС никак не может заменить планируемых объектов ПРО в Европе, поскольку она не выполняет требуемых функций. Так, радар ХBR (X-Band Radar), который планируется установить в Чехии, является многофункциональным: он может как отслеживать цели, так и одновременно наводить противоракеты-перехватчики GBI, которые будут базироваться в Польше. А Габалинская РЛС не в состоянии наводить ракеты, а может только отслеживать цели. То есть американцам все равно придется строить какой-то новый радар – не в Чехии, так в Азербайджане.
Российский проект не вызвал интереса и у генсека НАТО Яапа де Хоопа Схеффера. По его мнению, Азербайджан находится слишком близко к тем странам, которые представляют угрозу безопасности Запада: "Пока рано делать окончательные выводы по этой проблеме, но, возможно, это будет слишком близко к странам-изгоям". Генсек НАТО имел в виду то, что Габалинская РЛС находится слишком близко к иранской границе – примерно в 650 км от Тегерана. Благодаря этому баллистическая ракета, запущенная из Ирана, будет обнаружена Габалинской РЛС намного раньше, нежели радаром в Чехии. Зато она будет находиться в зоне действия РЛС совсем недолго – всего несколько минут, только в момент старта и непосредственно после него. Затем она уйдет из зоны действия радара, и отслеживать ее дальнейшую траекторию будет нечем.
Вновь оправдать необходимость элементов ПРО пытался и американский президент Джордж Буш. В последний день саммита G8 он уверял, что система ПРО, которая должны появиться в Европе, не опасна для России. Его главным аргументом было то, что установленные в Польше противоракеты-перехватчики не способны нейтрализовать более одной межконтинентальной баллистической ракеты, тогда как у России "огромный арсенал ядерных ракет, перехватить которые система будет попросту не в состоянии". "Реальность такова, что ты не можешь остановить две, три, четыре или пять ракет,– заявил господин Буш после встречи с британским премьером Тони Блэром.– А значит, для России – это не угроза".
Рассуждения Джорджа Буша подтверждают также географическая карта России и предварительные расчеты. Российские ракеты, если бы они были запущены в сторону США, полетели бы в северо-восточном направлении – кратчайшее расстояние пролегает через Северный полюс. Сократить расстояние им поможет вращение земли. Американские ракеты-перехватчики, которые будут установлены в Польше, находятся намного западнее, то есть им в этом случае придется догонять российские баллистические ракеты. А для этого им просто не хватит ни скорости, ни дальности действия.
Подобная позиция США для России является явно неприемлемой. Дело в том, что радар, установленный в Чехии, сможет отслеживать ракетные пуски на большей части территории РФ. Владимир Путин настаивал, что Габалинская РЛС может стать вовсе не дополнением к американской системе ПРО в Европе, а альтернативой ей. "При необходимости мы готовы ее (РЛС) модернизировать. Пока мы не видим такой необходимости, но готовы это сделать. В этом случае отпадает необходимость у наших коллег выводить ударные группы в космос, что само по себе представляет реальную угрозу для международной безопасности. В этом случае не нужно строить ни новую РЛС в Чехии, ни размещать ракеты в Польше",– считает российский президент.
По его мысли установленный в Азербайджане радар должен заменить проектируемый в Чехии, а никаких перехватчиков пока и вовсе не нужно. Советник президента США по национальной безопасности Стивен Хедли так описал предложение Владимира Путина: по его мнению, сотрудничества в сфере радаров уже достаточно, а использовать перехватчики пока преждевременно. Разрабатывать и создавать их нужно будет только тогда, когда Иран или другая страна будут способны производить свои межконтинентальные баллистические ракеты. "Мы же озабочены тем, что установка противоракетной системы всегда занимает время. И мы уже не раз удивлялись, что некоторые страны создают межконтинентальные баллистические ракеты намного быстрее, чем предполагает американская разведка",– заявил господин Хедли.
Тем не менее окончательно отказываться от использования РЛС в Габале США, вероятно, не станут. Во-первых, они заинтересованы в увеличении своего присутствия у границ Ирана. Более того, в этом заинтересованы власти Азербайджана. В Баку инициатива российского президента Владимира Путина вызвала вчера радостный ажиотаж. "Азербайджан готов начать консультации по совместному использованию Габалинской РЛС в двустороннем и трехстороннем форматах,– заявил глава МИДа страны Эльмар Мамедьяров.– В целом это может принести стабильность в регионе". При этом он дал понять, что предложение господина Путина вовсе не следует воспринимать как сенсацию. По его словам, подробный разговор на эту тему состоялся еще в конце мая, когда с визитом в Азербайджане побывал глава МИД РФ Сергей Лавров.
Приветствуя предложение Владимира Путина, в Баку думают не столько о противодействии глобальным вызовам, сколько о возможных выгодах российской инициативы. После того как в 2006 году был запущен нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан, построенный по инициативе США в обход российской территории, Азербайджан начал сходить с орбиты влияния Москвы. Власти этой страны стали гораздо смелее проводить собственную внешнюю политику, часто принимая решения без оглядки на Россию. Так, к примеру, было в разгар прошлогоднего российско-грузинского противостояния, когда Азербайджан поддержал обложенную российскими санкциями Грузию, оказав ей материальную и моральную поддержку. Теперь же Баку представилась отличная возможность разбавить российское присутствие американским, причем без ущерба для отношений с Россией, ведь инициатива исходит непосредственно от Москвы.
Предложение Владимира Путина уже возымело колоссальный пропагандистский эффект, причем не только в России, но и на Западе. Поэтому любой ответ на него американской стороны повлияет на дальнейшее развитие политической ситуации в России. Учитывая рост антиамериканских настроений в российском обществе и стойкую неприязнь российских властей к планам американской ПРО в Европе, у Джорджа Буша есть лишь одна возможность переломить эту негативную тенденцию – принять предложение Владимира Путина. Только в этом случае он лишил бы российских "ястребов" их аргументов и наглядно продемонстрировал бы, что США вовсе не враг России. Однако предложение России для США неприемлемо в части, касающейся полного отказа от развертывания ПРО в Европе. Таким образом, пусть даже частичный отказ Вашингтона поможет тем российским политикам, которые неизменно твердят о враждебности США. Любой ответ Джорджа Буша, кроме продиктованного Владимиром Путиным, будет интерпретирован как доказательство стремления США к новой холодной войне.
The Wall Street Journal Нью-Йорк, США
Своим заявлением о возможности размещения американского радара в Азербайджане, а не в Чехии Путин театральным жестом перешел от угроз в стиле холодной войны к предложению беспрецедентного военного сотрудничества... Более подобающий для государственного деятеля тон произвел немедленный эффект. Этот фактор, возможно, помог России получить поддержку в ходе вчерашней дискуссии о том, чтобы отложить голосование в СБ ООН по поддержанному США плану предоставления независимости Косово.
The New York Times Нью-Йорк, США
Эксперты считают, что предлагаемая система защиты от ракетных атак со стороны Ирана может быть сопряжена со значительными проблемами технического и дипломатического характера. Но сам факт того, что предложение последовало со стороны господина Путина, а господин Буш не стал сразу отвергать его, показывает на желание обеих сторон смягчить обмен резкими высказываниями, которые в последние месяцы привели к максимальному ухудшению отношений за все время после холодной войны... Своим предложением господин Путин может достичь сразу двух целей – создать впечатление того, что он хочет найти компромисс по вопросу ПРО, и успокоить волнение, возникшее после угроз нацелить ракеты на Европу.
The Globe and Mail Торонто, Канада
Ход игры изменился после смелого поступка господина Путина, который агрессивно выступал против планов по размещению ПРО, рассматривая их как угрозу России... Это предложение должно успокоить страхи России, во-первых, по поводу того, что объект ПРО фактически будет предназначен для отслеживания российских, а не иранских ракет, во-вторых, по поводу того, что самое серьезное американское военное оборудование будет установлено в двух славянских странах бывшего Варшавского блока. Хотя эти страны сейчас состоят в ЕС, русские все еще считают, что они находятся в сфере влияния Москвы.
Financial Times Лондон, Великобритания
В четверг Владимир Путин перехватил инициативу в дискуссии о планах размещения американской ПРО в Центральной Европе, предложив совместный план размещения части системы на бывшей советской радарной станции в Азербайджане... Американские официальные лица попытались изобразить это предложение как прорыв в усилиях, направленных на обеспечение своей инициативе ракетного щита одобрения со стороны Москвы, и первый шаг в сторону серьезных переговоров о сотрудничестве. В то же время кажется маловероятным, что Вашингтон пожертвует своей чешской базой или отдаст ключевой элемент своего ракетного щита в руки бывшего советского государства.
Financial Times Deutschland Гамбург, Германия
Владимир Путин, страстный дзюдоист, элегантно уложил своего американского партнера на обе лопатки. По крайней мере на время саммита, а возможно, и на более долгий период Путин разрядил обстановку вокруг острой темы и выиграл время. Теперь США, которые давлением и уговорами хотели добиться согласия России на размещение системы ПРО в Польше и Чехии, остались с пустыми руками. Когда Джордж Буш направится из Хайлигендамма в Варшаву, ему придется серьезно пересмотреть свою аргументацию. Отсылка к удаленному Азербайджану оказывается для России тем удачнее, что Путин, похоже, дает европейцам шанс выйти из этого спора,– ПРО перестает быть трансатлантическим проектом. Но стратегия Путина по-прежнему не внушает доверия. Еще накануне саммита G8 он реагировал на все предложения о сотрудничестве только угрозами, которые становились все более необузданными. Этот жесткий курс привел к тому, что Запад все шел на все большие уступки, а теперь оказался не готовым к новой ситуации. Нет, переговоры между партнерами не должны вестись в стиле дзюдоистской схватки.
Berliner Zeitung Берлин, Германия
Изящнее, чем это сделал Путин, повернуть проблему было невозможно. Отношения с США после этого лучше не стали, но теперь с огромной проблемой столкнулся президент США Джордж Буш. Если Буш не согласится на это, как он сам выразился, "интересное предложение" из Москвы, его сразу обвинят в том, что он сыграл неверно. Это лишь подтвердит то, что на самом деле американская система ПРО направлена все-таки против России, а не, как постоянно утверждается, против Ирана или Северной Кореи. Этим предложением Путин доказал, что он владеет искусством политической игры более ловко, чем казалось. Буш должен был предположить, что ему не стоит относиться к Путину как к третьесортному сопернику. Путин оказался соперником по крайней мере равноценным.
Handelsblatt Дюссельдорф, Германия
Своим слегка язвительным предложением Москва добилась трех преимуществ. Во-первых, после риторики времен холодной войны снова появилась надежда, что углубляющийся международный кризис по вопросу размещения системы ПРО может быть разрешен полюбовно. Если Джордж и Владимир еще шутят друг с другом, до новой холодной войны еще очень далеко. Во-вторых, ответственность за возможную эскалацию конфликта впервые ложится на американскую сторону. Москва сигнализирует о "конструктивных" действиях. Американское правительство теперь должно показать, насколько серьезно его предложение о сотрудничестве. В-третьих, общий радар в Азербайджане – элегантный прием, с помощью которого Россия обеспечит свое влияние на постсоветском пространстве, не вызывая недовольства Запада.