Цена победителей
Ветераны Великой Отечественной войны получат ко Дню Победы в среднем по 180,5 рубля дополнительных пособий

День Победы в СССР и России всегда был праздником со слезами на глазах. О первой причине этих слез - громадных людских потерях в Великой Отечественной - "Газета" писала вчера в материале "Арифметика военной истории". Сегодня речь пойдет о второй причине - положении немногих живущих сейчас ветеранов.
Согласно реестрам Пенсионного фонда России (ПФР) на 1 мая текущего года в стране официально числилось 1 257 686 ветеранов. В праздничные дни им полагаются пособия и подарки. В нынешнем году по этой статье в ПФР проходит 227 млн рублей, или по 180,5 рубля на каждого.
А вот официальные данные Минобороны разнятся с цифрами ПФР: в России статус ветеранов различных боевых действий имеют 20 млн человек, из них 700 тысяч - Великой Отечественной войны. Почему их данные расходятся с ПФР, в военном ведомстве объяснить затруднились. "Наверное, они считают ветеранов войны и труда", - попытался ответить на вопрос сотрудник пресс-службы МО Юрий Иванов. По его словам, никаких доплат его ведомство не осуществляет: "Мы же не коммерческая организация, а бюджетная. Если нам выделят деньги и поручат купить на них подарки ветеранам, то мы это сделаем".
Первый зампред комитета Госдумы по делам ветеранов, участник Парада Победы 1945 года Валентин Варенников в интервью «Газете» посчитал, что данные ПФР точнее, чем МО. Хотя и они могут быть занижены: «Многие люди, которые живут далеко от центра - скажем, на Дальнем Востоке, - даже не знают, что могут претендовать на доплаты к пенсиям».
Сколько ветеранов в стране
Федеральный закон «О ветеранах» различает пять ветеранских категорий: инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, жители блокадного Ленинграда, узники фашистских лагерей и труженики тыла. Из 1 257 686 человек, учтенных ПФР, инвалидов - 226 785 человек, участников войны - 603 253, блокадников - 176 688, узников концлагерей - 250 960 человек.
Представляя «Газете» данные о числе ветеранов, в фонде пояснили, что цифры эти составлены по спискам лиц, для которых установлена единовременная денежная выплата.
Труженикам тыла это пособие не положено, из этого правила не делали исключения и по случаю 60-летия Победы, когда инвалидам и участникам доплатили по 1 тыс. рублей, а бывшим узникам концлагерей - по 500. «Кроме того, уровень компенсаций для тружеников тыла определяют региональные власти. Они не имеют возможности получать вторую пенсию», - пояснила «Газете» депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.
В Москве учет ведется более точно. По данным департамента социальной защиты населения, в столице проживает почти 380 тысяч ветеранов войны различных категорий: 75 тысяч фронтовиков - инвалидов и участников, 2,9 тысячи лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», 212 инвалидов с детства, получивших ранение в годы войны, 10,6 тысячи несовершеннолетних узников фашизма, 4,9 тысячи блокадников, 3,4 тысячи вдов погибших и умерших инвалидов войны, 28 тысяч участников обороны Москвы и строительства оборонительных рубежей, 267 тысяч тружеников тыла, награжденных орденами и медалями или работавших не менее шести месяцев в годы войны.
Сколько они получают
Две пенсии - по старости и инвалидности - получают только фронтовики и жители блокадного Ленинграда. Средняя сумма двух пенсий достигает 7747 рублей у инвалидов и 7272 рублей у участников. Средний размер пенсии участников войны, получающих одну пенсию (не имеющих инвалидности), - 4649 рублей. Общий средний размер выплаты с учетом двух пенсий, ежемесячной денежной выплаты и дополнительного материального обеспечения инвалидам и участникам войны составляет примерно 11 тысяч рублей.
Оксана Дмитриева говорит, что труженикам тыла напрасно выдают только одну пенсию по старости: «Самым молодым из них 78 лет, и они фактически все инвалиды, даже если не оформили инвалидность. Так что вторую пенсию им тоже можно выплачивать».
Помимо пенсии всем инвалидам и участникам войны в России выплачиваются дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 тысячи рублей, ежемесячные денежные выплаты (взамен льгот), размер которых составляет 1823 рубля у инвалидов и участников войны - инвалидов общего заболевания и 1248 рублей у участников войны, не имеющих инвалидности (за вычетом стоимости социального пакета - 477 рублей). Московским ветеранам всех категорий местный бюджет выделяет дополнительно по 350 рублей.
«В советское время после 1975 года участники военных действий имели широкий пакет льгот: в приоритетном порядке им раздавались квартиры и дефицитные товары», - напоминает в интервью «Газете» Оксана Дмитриева. В их число до 1985 года не попадали ни жители блокадного Ленинграда, ни узники концлагерей, ни труженики тыла. В 1985 году по материально-бытовым льготам к участникам были приравнены блокадники, а в 1992 году - узники концлагерей. А фронтовик Варенников вспомнил: «В советские годы мы получали пенсии небольшие - 75-125 рублей, но при этом у нас не возникало вопроса, как прожить».
Широкие жесты
По мнению Оксаны Дмитриевой, ветераны могли бы получать гораздо больше: «Учитывая то, что ветеранов с каждым годом становится все меньше, уже с 2001 года государство могло бы платить ветеранам больше, когда пошли нефтяные доходы и экономика стала расти».
Как уже отмечалось выше, в нынешнем году дополнительные пособия ветеранам от ПФР составят 277 млн рублей на всех. Региональные власти тоже подкинут кое-что. Например, Калининградская область выделила 20 млн рублей. По 1 тысяче рублей получат почти 6 тысяч инвалидов и участников Великой Отечественной, по 500 рублей - около 16,5 тысячи тружеников тыла, бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, а также жителей блокадного Ленинграда. Кроме того, 20 инвалидов войны станут обладателями автомобилей "Жигули".
Для сравнения: в Азербайджане каждому ветерану ВОВ в эти дни будет выделена единовременная помощь в 100 манатов, по текущему курсу Нацбанка это примерно $115 или около 3 тысяч рублей.
Валентин Варенников считает, что размер компенсаций ветеранам должен быть не меньше прожиточного минимума. Напомним, что средний официальный прожиточный минимум составляет 4,4 тысячи рублей.
"Заплатить - для нас большой труд"
По словам ветеранов, для них важнее даже не получение денег и подарков, а избавление от лишних хлопот и стояний в очередях, хотя бы от необходимости лично платить за квартиру.
Корреспондент "Газеты" познакомилась с 95-летним участником обороны Москвы и инвалидом первой группы Дмитрием Артамоновичем Дмитриевым из подмосковной Сходни в не самых приятных обстоятельствах: водитель маршрутки от Киевского вокзала до Филей требовал от старика оплаты проезда. На лице Дмитриева выступили слезы. «Раньше, когда видели ордена на груди, кланялись, спасибо говорили, а теперь даже руки не подадут», - посетовал фронтовик.
Размер пенсии для него не так важен, как проявление элементарной заботы. «Вот бы нам, старикам, поблажку сделали - не платить за электричество, воду, газ, телефон. Мне не жалко этих денег, но о том, что надо платить, вспомнить еще надо, а к 100 годам память совсем сдает. А еще надо пойти на почту, найти куда заплатить, а для нас это большой труд. Это у меня есть еще дочка и сын, они мне помогают. А вот те, у кого нет родных рядом, очень мучаются», - рассказал Дмитриев.
С защитником Москвы согласен член Московского комитета ветеранов войны 80-летний Игорь Григорьевич Щукин. «Важно, чтобы ветеранов уважали не только 9 Мая, а всегда и всюду», - сказал он корреспонденту "Газеты". Правда, Игорь Григорьевич на фронте не был, так как не прошел по возрасту. Но старших товарищей он понимает: «Человеку, который прожил тяжелую военную жизнь, хочется всего лишь признания. А то иной раз стоишь в вагоне метро, а молодые люди сидят даже на местах, предназначенных для инвалидов».
Те, кто выжил
Великая Отечественная война затронула каждую советскую семью, что подтверждается и статистикой. По данным вышедшего в 1993 году сборника "Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах" (под редакцией генерал-полковника Григория Кривошеева), на войну были призваны 34 476 700 человек - треть мужского населения страны.
«До лета 1945 года дожили около 21,7 млн человек, - рассказал корреспонденту «Газеты» кандидат исторических наук Сергей Дробязко. - 20-летие победы в 1965 году отметили лишь 10,5 млн ветеранов, а к 1985 году их осталось 7,6 млн человек». До 2005 года дожили 1,2 млн участников боевых действий. В начале 1990-х годов число ветеранов резко возросло за счет других категорий людей, переживших войну. К ветеранам президент Борис Ельцин причислил тогда и 9,2 млн тружеников тыла, 252 тысячи блокадников, 600 тысяч инвалидов войны и около 1 млн членов семей погибших.
Чего достойны ветераны?
Элина Быстрицкая, народная артистка СССР:
Спокойной жизни. Они нуждаются в государственной опеке: медобслуживании, каких-то осмотрах, лекарствах. Кто-то был на переднем крае, кто-то - в тылу. Но тогда все понимали, что от каждого в конечном счете зависит, победим мы или нет. И еще они нуждаются в заботе. Я не имею в виду себя, поскольку была чуть ли не самой юной из участниц и работала санитаркой во фронтовом госпитале, находившемся не ближе 12-14 километров от переднего края. Было очень страшно: молодые ребята без ног и рук, которых я сама могла переложить с носилок на кровать. Это были такие же дети, как и я, только старше на три-четыре года.
Борис Титов, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
У бизнеса существует очень много различных программ, касающихся помощи ветеранам. Но они достойны значительно большего, чем сегодня им предлагает страна.
Их становится все меньше, все ветераны должны быть на счету. Для всех них должны быть программы, которые позволяли бы не только материально обеспечивать нормальную жизнь ветеранам, но и дали бы им уважение в обществе. И слава богу, что сейчас стали этим заниматься, потому что в последние годы ветераны были просто брошены. Я это видел и по своим родным, ведь моя бабушка прошла блокаду в Ленинграде.
Игорь Родионов, член комитета Госдумы по делам ветеранов (фракция "Справедливая Россия - Родина"), министр обороны России в 1996-1997 годах, генерал армии:
Их остались буквально сотни, а тех, кто прошел войну с 1941-го по 1945-й, - единицы. Они до сих пор нуждаются в помощи, и мне за это стыдно. Кому нужен транспорт - не имеют, кому инвалидные коляски, протезы - тоже нет. А о пенсиях я и не говорю, это просто стыд и позор. Причем нуждаются они в элементарном, а больше ничего и не просят.
Им нужна поддержка государства, но ее нет. А вот разговоров об этой поддержке идет много. И я, как депутат, каждый день получаю такие письма. Мне от этого становится просто не по себе.
Владимир Путин сказал про нашу страну, что она по каким-то показателям вошла в десятку самых передовых стран мира. Не знаю, может быть, по общему объему продажи нефти, газа и другого сырья. Но это же для народа и его качества жизни не является показателем.
А каково у нас в стране отношение к братским могилам, где захоронены и простые воины, и герои Советского Союза? В Химках растащили одну из таких могил. Вышло, что эстонский Бронзовый солдат помог тому, чтобы мы у себя начали порядок наводить.
Кстати, у меня к эстонцам никаких претензий нет, ведь они заранее планировали перенести памятник в его полном величии на воинское кладбище. Туда же поместили и останки, рядом поставили обелиск. И что здесь такого?
Нам надо сделать нечто подобное Арлингтонскому кладбищу в Вашингтоне, где покоятся военнослужащие и даже президенты. И чтобы со стороны государства был за ним жесткий контроль и уход.
Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст:
Уважения в первую очередь. Какие бы минусы мы ни находили в советской системе, но тогда подвиг этих людей действительно был признан народом. А сейчас, к огромному сожалению, в глазах многих представителей молодежи, а зачастую и людей зрелого возраста и советская, и фашистская армии - чуть ли не две одинаковые силы.
Не только в Эстонии, но и у нас есть те, кто готов уравнять всех воевавших в ту войну. Но наши ветераны достойны того подвига, который совершили!