Менеджеры ответят рублем
За банкротство
Топ-менеджеры компаний-должников будут отвечать собственным кошельком за решения, приведшие к банкротству компании. Кроме того, у кредиторов появится возможность вернуть активы, специально выведенные из компании накануне ее банкротства. Как стало известно, такой законопроект, разработанный Минэкономразвития, на днях будет внесен на рассмотрение правительства. Тем не менее некоторые эксперты считают, что эти меры не решают проблему возврата имущества должника.
Законопроект, как полагают в Минэкономразвития, призван увеличить конкурсную массу компании-банкрота, в том числе кредитной организации, за счет имущества ее руководителей и ранее выведенных активов. К субсидиарной имущественной ответственности предлагается привлекать через суд, и только тех менеджеров, которые своими действиями или бездействием способствовали наступлению банкротства предприятия.
Топ-менеджменту придется убеждать суд в том, что в их действиях не было злого умысла. В частности, ответственность на них может быть возложена в том случае, если они несвоевременно подали заявление о банкротстве. Кроме того, суду для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов предлагается предоставить право привлекать менеджеров компании-должника к имущественной ответственности еще до завершения конкурсного производства.
Для борьбы с незаконным выводом имущества МЭРТ предлагает заменить механизм признания сделок недействительными институтом опровержения юридических действий в деле о банкротстве. В связи с этим предлагается дополнить закон о несостоятельности статьями, которые описывают подозрительные действия должника. Например, к таким действиям предлагается отнести продажу активов по цене, которая на 30 и более процентов отличается от среднерыночной. При этом такие действия могут быть оспорены в течение трех лет с момента их совершения.
Однако по мнению ведущего юриста компании «Частное право» Натальи Мертвищевой, предлагаемая конструкция не решает проблему возврата имущества должника и возможности восстановления его платежеспособности, поскольку не проработан механизм ее реализации. «Из законопроекта неясно, какие правовые последствия порождает признание действий должника недействительными, — пояснила г-жа Мертвищева. — Также непонятно, каким образом сам факт признания недействительными действий должника может повлиять на улучшение обеспеченности требований кредиторов и их погашение». Но ее мнение вызывает много вопросов и трехлетний срок для признания недействительными действий, так как в таком случае вся хозяйственная деятельность должника будет поставлена под сомнение и возникнет нарушение прав тех лиц, которые добросовестно исполнили свои обязательства перед должником.