10 лет для генерала
Польскому коммунистическому лидеру грозит тюремное заключение
![10 лет для генерала](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/23310/203big.jpg)
Вчера районный суд Варшавы приступил к рассмотрению дела экс-президента Польши Войцеха Ярузельского. Его обвиняют в том, что с 1981 по 1983 год он ввел в стране военное положение. За это время были расстреляны десятки человек и арестованы более 90 тысяч членов профсоюза «Солидарность», который возглавлял рабочий из Гданьска Лех Валенса - будущий президент Польши. Если вина Ярузельского будет доказана, ему грозит до 10 лет тюрьмы.
Более 60 папок с обвинительными материалами были направлены в районный суд Варшавы польским Институтом национальной памяти (ИНП). Изначально он создавался как архив для хранения документов, однако в последнее время институт превратился в своеобразный карательный орган, занимающийся расследованием политических преступлений. Расследование по делу Ярузельского проводилось на протяжении двух с половиной лет. Год назад Ярузельского уже вызывали на допрос в прокуратуру, а в конце прошлого года премьер-министр страны Ярослав Качиньский даже предлагал лишить 84-летнего генерала воинского звания.
Дружбу доказал в бою
Карьера Ярузельского, как военная, так и партийная, развивалась стремительно. Сначала Рязанское военное училище, Высшая школа пехоты и Академия Генштаба, а уже в 1968 году Ярузельский стал министром обороны Польши и участвовал во вторжении СССР и трех других стран Варшавского договора в Чехословакию. Член военного совета, начальник политуправления ВДВ с 1979 по 1989 год генерал-лейтенант Сергей Смирнов рассказал «Газете», как в середине 1980-х он встречался с Ярузельским, когда тот приезжал в Рязань. «Там было воздушно-десантное училище, а при нем музей. Ярузельский приехал туда в сопровождении маршала Советского Союза Дмитрия Устинова, - вспоминает Смирнов. - Ведь именно оттуда и начался боевой путь Ярузельского. Генерал Ярузельский всегда был другом Советского Союза и всегда думал о том, чтобы укреплять дружбу между советским и польским народами». Эту дружбу он доказывал в годы Великой Отечественной войны, сражаясь в составе боевых частей Войска польского, сформированных, как известно, на территории СССР, против гитлеровских захватчиков.
В 1981 году он стал он стал лидером Польской коммунистической партии и премьер-министром. К тому моменту на политическую арену страны вышло рабочее движение «Солидарность», которое объединяло всех, кто выступал за смену социалистического режима. Возглавил движение будущий президент Польши Лех Валенса. "Солидарность" стала массовым антикоммунистическим общественным движением, объединявшим в себе самые разные политические силы - от священников до левацких группировок. Количество ее членов быстро достигло 10 млн человек. Помимо требований увеличения зарплат и социальной поддержки "Солидарность" хотела создания независимых профсоюзов, права на забастовки, свободы слова, печати и публикаций, освобождения политических заключенных. Как писал позднее Ярузельский, в стране росла напряженность. «Взаимная подозрительность была характерной чертой того времени… Экстремизм и с одной, и с другой стороны терроризировал уже всех, затруднял возможность компромиссных решений», - вспоминает Ярузельский.
События развивались стремительно. 28 ноября 1981 года в Польше началась всеобщая забастовка, а в ночь на 13 декабря Ярузельский ввел военное положение. Под контроль были взяты телевидение и радио, а деятельность «Солидарности» была запрещена. Военное положение сохранялось в стране до июля 1983 года, и лишь в конце 1980-х власти решились на переговоры с профсоюзом. Итогом так называемого круглого стола стали выборы 1989 года, после которых «Солидарность» смогла сформировать правительственную коалицию. Таким образом именно Ярузельский стал родоначальником "бархатных революций" в странах Восточной Европы. Он именно тот человек, который мирным путем передал власть от коммунистов демократам. А уже в 1990 году лидер движения Лех Валенса был избран президентом Польши.
Ярузельский говорил тогда, что военное положение он ввел в стране не только для стабилизации обстановки, но еще и для предотвращения вторжения войск Советского Союза в Польшу. Эту версию в беседе с корреспондентом «Газеты» опроверг главный редактор журнала «Новая Польша» Ержи Помяновский.
Ярузельский изменился
«Как пишут наши газеты, где-то в России нашлись документы, из которых ясно видно, что в декабре 1981 года советские войска совершенно не собирались входить в Польшу. Получается, что слова генерала Ярузельского, - это лишь неумелое объяснение его действий», - считает он.
Он особо подчеркнул, что это всего лишь одна из версий, которая до сих пор не получила подтверждения. «На мой взгляд, разбираться в этом деле должен не суд, а историки. Все тайны до сих пор покоятся где-то в советских архивах», - говорит Помяновский.
Однако согласно источникам "Газеты" в бывшем советском руководстве, в Генштабе Советской армии рассматривался план введения войск СССР и его союзников по Варшавскому договору (прежде всего ГДР) в Польшу.
По словам Помяновского, политики должны уметь признавать свои ошибки: «Я не был близко знаком с Ярузельским, но однажды в 2000 году я присутствовал на ужине. То, что говорил тогда генерал, показывает, что человек за прошедшие годы сильно изменился».