Ловушка в двух пунктах
Вторая часть "Параграфа 78" не оправдала первой
“Пункт II” — вторая часть фильма “Параграф 78” Михаила Хлебородова — существенно отличается от “Пункта I” по количеству боевых сцен. Но суть дела изменилась мало: амбициозность, пижонство, апломб и претензия в каждом кадре и слове остались прежние.
Содержание второй части можно пересказать очень коротко. Почти полностью оно уложилось в рекламный ролик, показанный в конце предыдущей серии. Бойцы Гудвин, Скиф, Люба, Пай, Лиса, Спам и Фестиваль, а также Доктор остались на базе, заразились секретным мутировавшим вирусом и должны друг друга поубивать. Добавилась информация о том, что теоретически можно сделать новый антидот, что уже несколько снижает остроту ощущений, поскольку сомнений, что его в итоге изготовят, нет ни малейших. А кто его получит, угадать проще простого.
Надо отдать должное: пара любопытных, довольно красивых и техничных в лучшем смысле слова поединков в фильме есть. Однако актуален вопрос: зачем же нужно было делить фильм на две части? Официальная причина — слишком много хорошего материала, который не хотелось резать. И вот продюсер Юсуп Бахшиев решил следовать примерам “Пиратов Карибского моря”, “Матрицы” и, конечно же, “Убить Билла”. Только авторы этих проектов не опускались до того, чтобы тупо рекламировать следующие части в конце предыдущих. Публике все-таки оставляли свободу выбора и никаких ловушек не ставили. А Хлебородов и Бахшиев подсунули вместо фантастического боевика в духе, как они говорили, “Чужих”, разговорную тягомотину, время от времени скрашенную характерным юмором сценариста Ивана Охлобыстина.
Первая часть боевика “Параграф 78” была посвящена одной цели — заинтриговать публику, чтобы та через месяц толпой ломилась на вторую. Главным было обещание чего-то необыкновенного — через пять минут, нет, через пятнадцать, за поворотом коридора подземной базы, в следующей сцене, в общем, в следующий раз. Держать внимание зрителей полуторачасовым прологом, в котором в общем-то ничего особенно интересного не происходит — это даже, пожалуй, смелый эксперимент. Помогают в нем известные и любимые народом персонажи, перепалки между которыми, собственно, и стали основным содержанием первой, да, кстати, как выяснилось теперь, и второй серии.
Герои Владимира Вдовиченко и Гоши Куценко так серьезно делят строптивую женщину-амазонку Славу (чье лучшее актерское достижение здесь — своеобразный “бычий” взгляд), что, наверное, и бойня никакая уже не нужна. Хотя во второй серии актеры наконец-таки подерутся из-за бабы по-человечески.
Если в прошлый раз полтора часа режиссер и продюсер обещали, что вот-вот прольется чья-то кровь и ожидаемые с минуту на минуту монстры повалятся вам на головы, то теперь она льется-таки не изобретательно, но довольно методично, с честными перерывами на очередную порцию пафосной истерики, без которой настоящий боец — не боец.
В общем, по итогам двух серий ясно, что с амбициями у наших кинематографистов, как обычно, все в порядке. “Параграф 78” (как и “Волкодав”, и “Мертвые дочери”) просто распирает от собственной важности. И на уровне рекламного трейлера он выглядит и впрямь захватывающе. Вот только переход к полному метру все никак не состоится.
Проблема заключается вовсе не в локальных недоделках или недодумках. Не в том, что мало денег потратили на декорации, плохая пиротехника и слаба компьютерная графика — все на нормальном, по западным стандартам, уровне, сделано грамотно и тщательно. Беда же в том, что головы очень неглупых людей и прекрасных профессионалов Бахшиева и Хлебородова устроены как-то неправильно. Хотя они и твердят про необходимость честного жанрового кино, на самом деле режиссеры, продюсеры, сценаристы просто не находят в нем никакого особенного смысла. Они не чувствуют, в чем красота и сила боевика как такового, не видят в нем самостоятельной и развитой мифологии. И потому придумывают ему всякие оправдания, как, например, драматический любовный треугольник в “Параграфе” или сложная дружба-вражда в команде бойцов, но от этих банальностей просто сводит скулы.