Люди в белом халатны
За невнимательность при осмотре больного ребенка врачу грозит три года колонии
Завершился судебный процесс по уголовному делу бывшего врача 9-й детской больницы имени Сперанского Дмитрия Пакалина, обвиняемого в халатности, из-за которой погиб полуторагодовалый Никита Поляков. Вчера в ходе прений сторон, которые прошли в Пресненском суде столицы, прокурор Михаил Вощинский потребовал приговорить подсудимого к трем годам лишения свободы и лишить его права заниматься врачебной деятельностью в течение трех лет после освобождения. Дмитрий Пакалин не признал своей вины. "Я еще раз хочу сказать, что предлагал матери ребенка госпитализацию и виновным себя не считаю", - заявил он в последнем слове.
Трагедия произошла в майские праздники 2005 года. Полуторагодовалый Никита был доставлен в 9-ю детскую больницу имени Сперанского - его мать заподозрила, что расхворавшийся малыш мог хлебнуть раствора уксусной кислоты, которым она растирала его, чтобы сбить температуру.
В приемном покое дежурный врач Дмитрий Пакалин осмотрел ребенка, но, не обнаружив ничего настораживающего, разрешил увезти его домой. Дома Никита стал задыхаться и, несмотря на усилия приехавших на "скорой" медиков, умер.
Следствие констатировало, что "Пакалин недооценил тяжесть состояния больного", не оставил его в больнице для обследования и поставил неверный диагноз - отравление уксусом, хотя у ребенка была стафилококковая инфекция. Врачу вменили статью 293 УК РФ - "халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека" (до пяти лет лишения свободы).
Судебный процесс начался в Пресненском суде столицы в марте 2006 года. Находящийся под подпиской о невыезде Пакалин отрицал свою вину. Он признал, что, возможно, неверно оценил состояние ребенка, но твердо стоял на своем: он предлагал матери для детального обследования положить мальчика в больницу, но та собственноручно подписала отказ.
"Госпитализировать сына Пакалин не предлагал, а, наоборот, даже отговаривал, - заявила, в свою очередь, мама Никиты Елена Полякова. - Он сказал, что ничего страшного не случилось, а в праздники все равно сыном никто заниматься не будет".
Женщина подтвердила, что действительно расписалась в больничном журнале, куда вписали ее паспортные данные и данные ребенка, однако никакого упоминания о том, что она отказывается госпитализировать сына, там не было и в помине.
"Мне очень жаль, что я не могу этого доказать, но даю голову на отсечение, Пакалин был пьян - от него пахло спиртным", - сказала в ходе прений сторон потерпевшая. Елена Полякова с трудом сдерживала слезы. Потеря Никиты стала для нее страшным ударом: по ее словам, она не могла забеременеть в течение многих лет и зачала сына с помощью искусственного оплодотворения.
"Я не стремлюсь посадить Пакалина, мне этого не нужно, - сказала потерпевшая корреспонденту "Газеты". - У него самого маленький ребенок. Единственное, о чем я прошу суд, так это лишить его права работать врачом. Такие люди не должны лечить детей!".
Подводя итоги судебного процесса, гособвинитель Михаил Вощинский заявил, что вина подсудимого была полностью доказана. "Назначенная судом повторная судебно-медицинская экспертиза показала, что в случае госпитализации был возможен благоприятный исход. Но бездействие Пакалина стало причиной смерти ребенка - он лишил мальчика шанса на жизнь", - отметил прокурор. Гособвинитель подчеркнул, что Пакалина судят "не за врачебную ошибку", а за то, что он "ненадлежащим образом исполнил свои обязанности". "В соответствии с должностными инструкциями Пакалин должен был произвести тщательный осмотр больного, - сказал Вощинский. - Однако он этого не сделал, не проконсультировался с другими специалистами и не взял у ребенка анализы. Вместо этого он убедил мать мальчика, что с сыном "ничего страшного не произошло".
В свою очередь, адвокат Пакалина Сергей Казимиров просил оправдать его подзащитного. Он, в частности, указал, что его клиент не являлся должностным лицом, а потому не может быть судим за должностное преступление - халатность.
По мнению адвоката, врачи не смогли правильно оценить состояние ребенка в том числе и по вине его матери. "Елена сочинила историю о том, что сын простудился, когда ехал с ней на поезде в Москву, и подхватил там какую-то инфекцию - у него два дня были рвота и понос. А потом дома он выпил уксус", - сказал защитник. Он напомнил, как позже мать ребенка, приехавшая в Москву из Ростовской области, призналась, что она уже год жила в столице и обманула врачей, поскольку у нее не было регистрации и она просто боялась, что сына не положат в больницу.
Представитель потерпевшей в суде адвокат Елена Бирюкова была не согласна с коллегой. "Было бы нелогичным предположить, что любой врач, поставивший неправильный диагноз вследствие своей профессиональной несостоятельности, должен освобождаться от ответственности из-за того, что не является должностным лицом, либо из-за того, что ошибочно оценил состояние "тяжелого" ребенка как состояние средней тяжести, вследствие чего не предпринял мер, предусмотренных в случаях с тяжелыми больными", - сказала юрист.
Выступая в прениях сторон, подсудимый выразил соболезнование матери погибшего ребенка, но не признал свою вину с юридической точки зрения. Вместе с тем он заверил, что готов понести любое наказание, которое ему назначит суд.
Приговор по этому делу будет оглашен в четверг.
Как судят нерадивых врачей
В конце января 2002 года в городскую больницу № 2 города Северска Томской области поступила беременная пациентка с аппендицитом. Девушку прооперировали, но назначили неправильное лечение. Через неделю скончался плод. Еще через два месяца, перенеся 20 хирургических операций, умерла мать. Суд признал врача Татьяну Тименфа виновной в причинении смерти по неосторожности - из-за ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей - и приговорил к двум годам лишения свободы условно с лишением права заниматься врачебной деятельностью сроком на год. Кроме этого суд обязал больницу выплатить родственникам погибшей 937 тысяч рублей.
В декабре 2003 - январе 2004 года в результате вспышки внутрибольничной инфекции в Краснотурьинском роддоме Свердловской области были инфицированы 26 младенцев, шесть из них скончались. Суд приговорил главврача больницы Марата Салахова к двум годам лишения свободы. Завотделением новорожденных получила три года условно, старшая медсестра и врач-неонатолог - по 1,5 года условно. Суд постановил выплатить 200 тысяч рублей потерявшим детей матерям.
В начале лета 2004 года в Новосибирске получила воспаление легких трехлетняя Маша Демина - первый ребенок, родившийся в Новосибирске в новом тысячелетии. Участковый врач неправильно поставила диагноз. Ребенок скончался. Суд признал педиатра Наталью Куликову виновной в причинении смерти по неосторожности и приговорил к двум годам лишения свободы.
В июле 2006 года в Егорлыкской больнице Ростовской области врач-рентгенолог Игорь Говоруха дал пациенту ядовитый хлористый барий. Пациент скончался. Говоруху приговорили к двум годам лишения свободы.
В октябре 2002 года в Екатеринбурге на вызов к больной прибыла бригада скорой помощи. Врач Антон Лепило провел осмотр, но отказал в госпитализации. Тогда близкие отвезли женщину в больницу № 7. Но заведующая приемным отделением Юлия Богданова ее не госпитализировала, поскольку у той не было медицинского полиса. В результате больная умерла. Богданова и Лепило были приговорены каждый к одному году лишения свободы условно с запретом в течение года заниматься врачебной практикой.
26 мая 2005 года в Ульяновской областной детской клинической больнице №3 дежурный врач-анестезиолог Александр Рекунов, оперируя трехлетнюю девочку, неправильно определил оптимальный метод общей анестезии, что привело к остановке кровообращения головного мозга. Ребенок умер. Суд приговорил Рекунова к двум годам колонии. Суд также лишил Рекунова права заниматься врачебной деятельностью в течение трех лет.