Своевременное правительство
Михаил Фрадков подготовил почву для новой реформы
![Своевременное правительство](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/22048/213big.jpg)
Премьер-министр Михаил Фрадков обсуждает с Владимиром Путиным реформу структуры правительства, которая может быть проведена весной 2007 года. Это стало очевидно после встречи премьера и президента в пятницу, когда премьер Фрадков заявил о наличии у него плана перераспределений полномочий в правительстве, содержание которого знает пока лишь глава государства. Речь может идти о решении судьбы Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и Минпромэнерго и усилении веса федеральных агентств в правительстве.
О таинственном плане коррекции функций правительства Михаил Фрадков заявил в пятницу на встрече с главой государства, поводом для которой было создание нового органа исполнительной власти – Федерального агентства по поставкам вооружений (ФАПВ). Премьер пояснил, что после ежегодной пресс-конференции Владимира Путина 1 февраля, на которой президент, по его словам, позитивно оценил работу правительства и предоставил "карт-бланш работе правительства на ближайшие месяцы", вопрос о реализации плана, как подтвердили стороны, становится актуальным. Собственно, создание ФАПВ, по словам премьера, нужно рассматривать в контексте будущей реформы. Михаил Фрадков демонстративно уведомил президента, что в ближайшее время хотел бы "уточнить структуру правительства и решить ряд кадровых вопросов".
В Белом доме официально отказались прокомментировать план "уточнения структуры правительства", предложенный Михаилом Фрадковым. Один из собеседников из аппарата правительства заметил, что премьер "способен подготовить предложения самостоятельно, не привлекая к помощи аппарат правительства". По словам источников в администрации президента, документы, которые можно было бы охарактеризовать как план реформ правительства, на Старой площади не обсуждали, по крайней мере официально. Впрочем, премьер на встрече напомнил Владимиру Путину, что указанный план они уже обсуждали, и неоднократно. Отметим, премьер и президент встречаются каждую пятницу, однако традиционно пресс-служба главы государства не раскрывает темы этих встреч.
Последний раз Михаил Фрадков свои планы по изменению структуры правительства предложил Владимиру Путину 20 июня 2006 года на заседании Совета безопасности. Тогда, по мнению премьера, у правительства оказалось "слабое звено – система управления" и "главный тормоз – в низкой эффективности работы, в неспособности довести ее до результата". Премьер предлагал "уточнить функции министерств", подразумевая необходимость "более четкой координации" действий министерств с МЭРТом и Минфином. Роль последнего, по его мнению, должна сводиться "к обеспечению финансового баланса и контроля за использованием ресурсов".
Если полагать, что по крайней мере часть реформы будет производиться исходя из принципов, используемых в создании ФАПВ, изменения коснутся в первую очередь трех ведомств – Минэкономразвития, Минздравсоцразвития и Минпромэнерго, в составе которых есть множество подчиненных агентств, претендующих на самостоятельность. Так, ФАПВ создается по тому же принципу, что и Федеральная таможенная служба, подчиненная летом правительству России и выведенная из-под прямого контроля Минэкономразвития. Как пояснили в пятницу в Минфине, ФАПВ с точки зрения бюджетного процесса будет де-факто министерством. ФАПВ не только станет обеспечивать финансирование госконтрактов, но превратится в "субъекта бюджетного планирования", планируя свой бюджет вне бюджета Минобороны. Наконец, ФАПВ будет работать не только с Минобороны, но и с другими силовыми ведомствами.
Такого рода "укрупнение" агентств с некоторым повышением их статуса возможно в отношении других федеральных агентств. Премьер никогда не скрывал, что намерен максимально урезать исполнительные функции Минэкономразвития, превратив это министерство в интеллектуальный "штаб" экономической политики. В этом случае речь может идти о росте статуса РосОЭЗ, структур МЭРТа, занимающихся внешнеторговым регулированием. В Минпромэнерго возможно перераспределение функций Росэнерго. Когда летом 2006 года Михаил Фрадков обратился с аналогичными предложениями к Владимиру Путину, в Белом доме среди "новых подходов к управлению кабинетом" называли ликвидацию Росэнерго, разделение Минпромэнерго на Министерство промышленности и Министерство энергетики. Противоборство есть и между агентствами, подчиненными главе Минприроды Юрию Трутневу,– не исключены реформы и там.
Наконец, создание Агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, возможно, первая ласточка в реформе Минздравсоцразвития: глава министерства Михаил Зурабов – в центре политического скандала, который лишь подогревается последними предложениями министерства по свертыванию пенсионной реформы. Между тем источники в окружении премьер-министра на прошлой неделе активно обращали внимание на загадочную фразу о "лузерах" (от английского looser – "неудачник"), брошенную Михаилом Фрадковым Герману Грефу в прошлый четверг на заседании правительства. Возможно, речь шла именно о намерении Михаила Фрадкова накануне парламентских выборов очистить кабинет министров от фигур, ассоциирующихся с проблемами и скандалами в Белом доме.
Так или иначе, реализация плана, если он будет утвержден Владимиром Путиным, должна начаться не позднее апреля 2007 года. Напомним, до этого времени должен быть составлен проект трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы – реформа, осуществляемая после апреля, потребует значительной переделки бюджета. Впрочем, Владимир Путин в пятницу заявил, что план Михаила Фрадкова поддерживает лишь "в целом". "Что касается более широких изменений, я не против, но об этом мы поговорим позднее и более подробно",– заявил президент.
Таким образом, старт предвыборной перекройки структуры правительства объявлен. Ъ будет следить за развитием событий.
Как готовили прошлую реформу правительства
3 октября 2003 года за четыре месяца до отставки с поста премьер-министра Михаила Касьянова, после которой началось формирование действующей структуры правительства, Владимир Путин, выступая на Всемирном экономическом форуме в Москве, поддержал критику инвесторов в адрес правительства за слишком медленные структурные реформы. Он отметил, что готовящаяся административная реформа поможет кабинету "не заснуть под теплым одеялом нефтедолларов".
14 ноября 2003 года, выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, президент высказал свои претензии к действующей структуре правительства. "Идет активная работа над оптимизацией структуры и функций все еще малопроизводительного бюрократического аппарата. Ничего здесь удивительного нет, потому что все мы и тем более бюрократический аппарат – это производные из плановой директивной экономики",– сказал он.
17 декабря 2003 года премьер Михаил Касьянов заявил, что к моменту формирования состава правительства после президентских выборов 2004 года новая структура кабинета будет готова. Он отметил, что новая конструкция правительства – "лишь часть административной реформы", включающей в себя также ликвидацию избыточных государственных функций и передачу их саморегулируемым организациям и бизнес-сообществу.
13 января 2004 года за 41 день до отставки Михаила Касьянова Владимир Путин заслушал доклад главы правительственной комиссии по административной реформе вице-премьера Бориса Алешина. Господин Алешин о проведении анализа функций государственного управления на предмет выявления избыточных и дублирующих функций, а также функций, масштабы которых требуют сокращения. Президент отметил, что неурегулированность в этой сфере – "одна из основных причин, которые создают базу для коррупции".
Сам-то премьер удержится?
Олег Морозов, заместитель председателя Госдумы ("Единая Россия"):
– Это не вопрос сегодняшнего дня. Фрадков – премьер-долгожитель, который накопил управленческий опыт. Он прекрасно понимает, что нужно изменить в правительстве, чтобы эффективно им управлять. Другой вопрос – для чего он это делает. Для себя или ради светлых идей? Мне кажется, что все его дела искренни. И я бы не стал в это связи преувеличивать разногласия между Кудриным, Грефом и Фрадковым.
Олег Сысуев, первый заместитель председателя совета директоров Альфа-банка, в 1997-1998 годах вице-премьер по социальным вопросам:
– Его как раз для этого и брали, чтобы он уцелел. Любые наши преобразования не должны затрагивать главного: безграничную власть президента. Это косметические реформы, а суть дела остается той же. Фрадкову надо просто время от времени показывать свою активность, что он и пытается делать.
Елена Мизулина, представитель Госдумы в КС:
– Административная реформа всегда выходила нехорошо для тех, кто ее начинал проводить. Конечно, Михаил Фрадков очень осторожный политик, но я не понимаю, зачем ему сейчас необходимо реформирование правительства, которое и так нестабильно и несбалансированно. Там до сих пор трудно разобраться в иерархии, поэтому Фрадкову сначала лучше решить эти вопросы, чем начинать новые. Мне эта идея премьера не нравится. Надеюсь, что президент с ней тоже не согласится.
Никита Белых, лидер СПС:
– Сомневаюсь, что Фрадков может не уцелеть. Во-первых, его инициативы могут ни к чему не привести. А во-вторых, самого Фрадкова могут уже сейчас рассматривать в качестве преемника. Когда Фрадкова назначили премьером, ему все предрекали быстрый уход в тень или роль технического премьера. Но за короткий срок он набрал не только очки, но даже стал устраивать силовиков. Вполне возможно, что Михаил Ефимович их сейчас устраивает в роли преемника.
Дмитрий Рогозин, депутат Госдумы ("Родина"):
– Если Фрадкова и снимут, то не в результате его административной реформы, а в связи с началом операции "преемник".
Евгений Позгалев, губернатор Вологодской области:
– Не думаю, что пострадают министры, а уж тем более премьер. На мой взгляд, еще не завершена предыдущая реформа, чтобы говорить о новой. Только завершается строительство правительства на нижнем уровне, в агентствах и службах, передаются полномочия из центра в субъекты федерации. Скорее всего, предложения Фрадкова – это косметические решения. И действия эти оправданы, потому что центр избавляет себя от полномочий, что приводит к сокращению подразделения в правительстве. Мы же не можем сказать, что какие-то структуры нам мешают работать.
Дмитрий Орешкин, руководитель аналитической группы "Меркатор":
– Шансов у Фрадкова, по крайней мере, гораздо больше, чем в свое время у Касьянова. От предыдущего премьера Фрадкова отличает его согласие со статусом технического премьера. У него нет больших политических амбиций. А эта административная реформа – превентивная попытка поднять свой статус. Ведь если его захотят убрать, то слишком много направлений окажется без куратора. Да и операция "преемник" пройдет без назначения на пост премьера. Здесь Фрадков тоже защищен. Логика его плана подчинить себе службы понятна. Он пытается в глазах президента быть причастным к экономическому росту страны, то есть к заслугам Грефа и Кудрина.