Прощание швейцарки
Прокурор трибунала по бывшей Югославии Карла дель Понте объявила о своей отставке
Свое желание удалиться от дел г-жа дель Понте вчера объясняла усталостью, вызванной большим объемом сделанной работы и желанием «пожить обычной жизнью». Предполагается, что свой пост она покинет уже летом этого года. Аналитики полагают, что грядущая отставка главного гаагского обвинителя напрямую связана с желанием членов Совбеза ООН закрыть Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ). На Западе дель Понте так и не смогли простить срыва главного процесса – суда над Слободаном Милошевичем. Ведь именно прокурор трибунала обвинила бывшего президента Югославии в симуляции болезни и настаивала на том, чтобы ему было отказано в лечении в России.
Надо сказать, что первые разговоры о том, что работать в Гааге дель Понте осталось совсем немного, появились около месяца назад. Тогда, во время доклада Совету Безопасности ООН, бывшая генпрокурор Швейцарии впервые за восемь лет работы в трибунале обрушилась с резкой критикой на его основателей – на страны, являющиеся постоянными членами СБ. По мнению дель Понте, в 2007 году именно они «оказывали на трибунал давление, нацеленное на саботаж его работы». Судя по всему, она имела в виду просьбы представителей международного сообщества тщательнее подходить к формулированию обвинений и подбору свидетелей. Процесс над Милошевичем показал, насколько небрежно к этим вопросам относились прокуроры.
Не забыла госпожа прокурорша и про НАТО – эту структуру она обвинила, ни много ни мало, в «пособничестве укрывателям военных преступников». Речь шла о приеме в программу «Партнерство ради мира» Сербии и Боснии и Герцеговины (БиГ), власти которых пока так и не выдали Гааге шестерых офицеров и политиков, обвиняемых в военных преступлениях во время балканских войн 90-х годов прошлого века. Аналитики убеждены, что настолько резкое выступление стало возможным именно потому, что дель Понте знала – уже очень скоро ей придется покинуть свой нынешний пост.
Однако и к самой г-же дель Понте есть ряд весьма серьезных претензий. Так, возглавляемая ею с 1999 года прокуратура МТБЮ фактически игнорировала военные преступления, совершенные против сербов. В МВД Республики Сербской корреспонденту «НИ» сообщили, что неоднократно отправляли в ведомство дель Понте доказательства злодеяний, совершенных бошняками и хорватами, однако расследование ни по одному из дел так и не было начато. Кроме того, нельзя забывать все о том же суде над Милошевичем, который был сорван именно из-за настойчивого нежелания дель Понте разрешить его лечение в московской клинике им. Бакулева. Так что основная задача главного обвинителя – свалить всю вину за балканские войны на бывшего югославского лидера – так и осталась невыполненной.
Все это – и селективный подход к организации расследований, и несколько смертей подсудимых – наверняка стало последними каплями, переполнившими чашу терпения международного сообщества. Примечательно, что всего за день до заявления Карлы дель Понте о грядущей отставке представитель Евросоюза и глава МИД Словении Дмитрий Рупель заявил, что «сотрудничество с МТБЮ больше не является условием возобновления переговоров о присоединении Сербии к ЕС».
Таким образом, было проигнорировано требование прокуратуры МТБЮ о введении против Белграда политических и экономических санкций из-за того, что генерал Ратко Младич, бывший главком армии боснийских сербов, до сих пор находится на свободе, хотя ордер на его арест был выдан еще 12 лет назад. Если принять в расчет усилившуюся в последние месяцы критику работы МТБЮ и скорое истечение его мандата, то можно предположить, что эта структура вряд ли доживет до 2010 года. Так, судебные процессы над нынешними подсудимыми и подследственными должны закончиться до июля 2008 года, после чего судебная коллегия МТБЮ будет заниматься лишь рассмотрением апелляций на уже вынесенные решения.
Примечательно, что работой прокуратуры МТБЮ недовольны и бывшие враги – хорваты, сербы и бошняки. Всех их не устраивает тот факт, что «их» преступников судят иностранцы, которые, как показывает практика, зачастую слабо разбираются в том, что происходило в бывшей Югославии в конце ХХ века.