Афрокитай
Ху Цзиньтао ищет другую Россию
Вчера началось 12-дневное африканское турне председателя КНР Ху Цзиньтао, второе менее чем за год. Китайский лидер посетит восемь стран. Поднебесная наращивает свое могущество на Черном континенте. И в отличие от России Африка спешит удовлетворить энергетические аппетиты самой быстроразвивающейся экономики в мире.
В ходе турне Ху Цзиньтао посетит Камерун, Либерию, Мозамбик, Намибию, Сейшельские Острова, ЮАР, Замбию и Судан. Основные темы переговоров: энергетические контракты, инвестиционные программы и гуманитарная помощь. Стоит отметить, что товарооборот между Китаем и его африканскими партнерами еще в 2005 году достиг $40 млрд, то есть увеличился вчетверо за 10 лет. В настоящее время на континенте работает порядка 800 китайских компаний.
Ху Цзиньтао приехал в Африку с пакетом предложений, которые должны реализовать куда более амбициозные планы. Так, по словам заместителя министра иностранных дел КНР Чжай Юна, к 2010 году сумма ежегодных китайских инвестиций должна составить $10 млрд. За тот же срок объем товарооборота между Китаем и странами Африки должен превысить $100 млрд, а доля Черного континента во внешнеторговом обороте Китая - возрасти с нынешних 10% до 25%. Как сообщило перед визитом Ху Цзиньтао агентство "Синьхуа", в течение ближайших трех лет Пекин предоставит льготные кредиты на сумму $3 млрд. Китайские добровольцы отправятся в Африку, чтобы строить там больницы и школы (к 2009 году китайцы планируют построить 100 зданий для начальных школ), распространять лекарства против малярии.
Кроме того, как сообщило министерство торговли КНР, к концу текущего года Китай выполнит обещание и спишет долги 33 африканских государств.
На сегодняшний день на Африку приходится 25-28% всего объема импорта нефти в Китай. К 2045 году Пекин ставит задачу увеличить этот показатель до 45%.
"Председатель Ху Цзиньтао посещает не только такие доминирующие страны, как Судан или ЮАР. Сейшелы, например, могут быть очень полезным для Китая портом, учитывая их географическую близость к островам в Индийском океане. Что касается Мозамбика, то он может стать стратегическим "мостом" Китая в такие страны, как Замбия или Малави. Впрочем, Китай уже является крупнейшим подрядчиком по строительству дорог в Мозамбике", - говорит Сануша Найду, специалист по китайско-африканским отношениям южноафриканского Eниверситета Стелленбоша. Стоит отметить, что сотрудничество между Китаем и африканским континентом началось в 1956 году. Пекин стоял за освободительными движениями в ЮАР, Зимбабве, Анголе и Мозамбике.
Экономика против прав человека
Африканские страны приветствуют усиливающееся экономическое влияние Китая в регионе. Однако у Запада оно вызывает исключительно раздражение. Помимо обвинений в том, что Поднебесная наводнила континент дешевыми товарами, перекрыв таким образом кислород для местного малого и среднего бизнеса, Пекин получает критику правозащитных организаций. Так, в преддверии турне Ху Цзиньтао Human Rights Watch (HRW) обратилась к китайскому правительству с требованием сотрудничать с ООН и поддержать введение санкций против суданского правительства, которое, по мнению HRW, устраивает геноцид в отношении собственных граждан. Более того, нью-йоркские правозащитники даже написали письмо лично китайскому лидеру.
Продолжающийся с 2003 года конфликт в провинции Дарфур между правительственными войсками и повстанцами стоил жизни 200 тысячам человек. Ху Цзиньтао никак не прокомментировал обращение HRW. До сих пор Китай не стремился использовать свое бесспорное влияние в правозащитных целях. И вряд ли нынешнее турне председателя КНР изменит положение, несмотря даже на то, что суданский конфликт перекинулся на соседний Чад и Центральноафриканскую Республику.
Китай против России
Примечательно, что Россия рассматривает Китай как одну из альтернатив европейскому рынку. Между тем в Европу Россия поставляет ежегодно порядка 250 млн тонн нефти, а в Китай в прошлом году Россия поставила менее 12 млн тонн.
Российско-китайский энергодиалог лишь на первый взгляд может показаться эффективным. Ежегодно российские правительственные делегации, в составе которых присутствуют и нефтегазовые госкомпании, заключают несметное количество различного рода соглашений. Однако в большинстве своем они носят рамочный характер.
«Китай неоднократно заявлял о том, что не совсем доволен развитием российско-китайских отношений в нефтегазовой отрасли", - утверждает Максим Шеин, начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис».
На его взгляд, такое поведение российских властей связано в первую очередь с тем, что министерства расходятся во взглядах на внешнюю политику. "Чтобы прийти к общему решению по тому или иному вопросу, нужно время. Время, которое есть у России, но которого уже нет у Китая, где семимильными шагами идет развитие экономики", - размышляет Максим Шеин. Нынешнее турне Ху Цзиньтао, на взгляд собеседника "Газеты", "может стать своеобразным сигналом для российских лидеров и госкомпаний". "Стоит напомнить, что крупнейшим поставщиком углеводородов в Китай является Ангола. И заключение Китаем новых контрактов с африканскими странами - экспортерами нефти и газа есть не что иное, как рассмотрение Пекином новых возможностей импорта углеводородного сырья, в том числе и альтернативных России», - резюмирует эксперт.