Кто на свете всех мощнее
Россияне мечтают о личном благосостоянии, но по-прежнему верят в великую державу

Россияне предпочитают высокие показатели экономического развития государства статусу супердержавы. Согласно опубликованному вчера опросу ВЦИОМа 47% респондентов предпочли бы жить в экономически развитой и обладающей политическим влиянием стране, чем только гордиться ее военной мощью. Этот показатель на 9% выше, чем в позапрошлом году, и на 12% превосходит показатель 2003 года. В то же время вернуть статус сверхдержавы, такой как СССР, хотят более трети россиян.
Результаты опроса, проведенного ВЦИОМом в середине января 2007 года, во многом перекликаются с недавним высказыванием Владимира Путина, который на встрече с индийскими журналистами заявил, что Россия не претендует на статус великой державы. "Супердержава - это вообще терминология периода холодной войны, - подчеркнул он. - Когда сегодня говорят о том, что Россия стремится к этому статусу, я вижу в этом только одно - стремление подорвать доверие к России, напугать Россией, создать какой-то образ врага".
Главное - деньги
В ответ на просьбу назвать страны, которые являются великими державами (кроме России), большинство респондентов упомянули США (61%), Японию (27%), Германию (25%) и Китай (23%). То есть опрошенные назвали не только высокоразвитые страны, обладающие ядерным оружием, но и экономически процветающие государства, не представляющие угрозы в военном отношении. «У наших граждан меняются приоритеты», - заявил «Газете» научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Возможно, что он прав. Однако весьма показательна оценка респондентами стремительно развивающейся и усиливающей свою экономическую мощь Индии. Великой державой ее посчитал только 1% опрошенных.
Стереотипность мышления россиян доказывает и то, что по индексу человеческого развития, ежегодно составляемому экспертами ООН, страны, набравшие больше всего голосов респондентов, занимают в рейтинге далеко не первые места. Например, возглавляет рейтинг Норвегия, а не США. По уровню доходов на душу населения, средней продолжительности жизни, уровню образования населения, его охваченности медицинскими услугами и степени равномерности распределения благ между полами Германия - на 21-м месте, Америка - на восьмом, а Россия - вообще на 65-м. В общем, критерии державности у россиян остаются размытыми и подверженными стереотипам.
Впереди планеты всей
34% опрошенных на протяжении нескольких лет только и мечтают о возвращении России статуса супердержавы, каковой считался СССР. Видимо, индекс человеческого развития ООН им безразличен. Растет и число тех, кто верит, что если не сегодня, то в ближайшие 15-20 лет стране удастся победить в "статусной гонке". «Это объясняется тем, что многие люди, в основном старшего поколения, по-прежнему верят в могущество нашей страны. Такие иллюзии в них подкрепляет и мощная пиар-кампания, направленная на прославление экономических и геополитических побед России, и нефтедоллары, поток которых пока не уменьшается», - объяснил «Газете» директор по коммуникациям ВЦИОМа Игорь Эйдман.
Между тем все меньше россиян считают основной задачей страны закрепление ее лидерства на постсоветском пространстве. Если три года назад об этом говорили 16% респондентов, то сегодня - только 9%. Эксперты связывают эти данные с экономическими конфликтами, все чаще возникающими между Россией и ее ближайшими соседями.
Социологи полагают, что та часть респондентов, которая еще недавно хотела лидерства России на постсоветском пространстве, сегодня полагает, что важнее всего экономический показатель развития страны. Социолог, академик РАЕН Фридрих Бородкин считает, что при анализе данных ВЦИОМа необходимо учитывать возраст респондентов. «Если так ответил молодой человек, то, скорее всего, это свидетельствует о его прагматизме и скептическом подходе к жизни. Ведь новое поколение в большей степени лишено иллюзий. Оно уже давно не живет мифами, в отличие от старого», - пояснил «Газете» Бородкин. Но, продолжает социолог, если так ответил пожилой человек, это свидетельствует о его разочаровании происходящими в стране процессами, а следовательно, о нарастании пессимистических настроений в обществе.
Мечта о сверхмогуществе
Мнение Бородкина подтверждают данные другого опроса. 91% россиян считают, что называться сверхдержавой Россия сможет, лишь имея развитую современную экономику и высокий уровень благосостояния граждан. И всего лишь четверть опрошенных связывают статус «великой» с военной мощью. На фоне путаных критериев подборки великих держав этот факт выглядит светлым пятном в настроениях россиян.
Довольно устойчиво мнение респондентов о причинах, которые мешают России уже сейчас стать великой державой. Главное, отмечают они, отставание от передовых стран в экономическом развитии (48-49%), политическая нестабильность (19%) и отсутствие национального единства (14-17%).
За три года несколько возросла доля тех, кто указывает на недостаточный уровень развития демократии (с 9 до 13%), умышленное противодействие со стороны Запада (с 8 до 13%). И, напротив, снизилось число респондентов, озабоченных межнациональными конфликтами (с 15 до 11%).
Несмотря на заметный пессимизм, число верящих в процветание страны все-таки неуклонно растет. В этом году 46% респондентов признались, что через 15-20 лет Россия обязательно вернет себе былой статус и вновь обретет приставки "сверх" и "супер".
Что такое сверхдержава?
Александр Проханов, писатель:
Это страна, которая в состоянии, с одной стороны, доминировать, а с другой - определять общечеловеческие цели развития. Страна, обладающая супертехнологиями и предлагающая миру потрясающие новации в техносфере (в том числе и военной), имеющая организационные технологии, то есть с таким оргоружием, с помощью которого она способна без применения военных средств доминировать в огромных регионах, а может быть, и во всем мире, и обладающая культурой - не только в классическом понимании этого слова, но и культурой поведения в мироздании.
Такая страна и называется сверхдержавой. То есть страной, определяющей, формирующей и обеспечивающей развитие мира.
А США сегодня - это сверхдержава заката. Она сформировала кризис, а теперь сама и вползает в него. Америка еще долго будет брыкаться и сопротивляться этому, отстаивая свои позиции, но это сверхдержава уже вчерашнего дня.
Россия же - потенциальная сверхдержава. Правда, нельзя сказать точно, реализуется ли этот потенциал. В реальности сейчас мы представляем собой скорбное и печальное зрелище. Но именно в силу того, что мы разрушены и не обременены формами инерционной экономики и политики, у нас есть огромный шанс начать с почти белого листа. То есть не втянуться в тот кризис, который сейчас переживает мир, а предложить иное, асимметричное развитие.
Лариса Голубкина, народная артистка России:
У меня никогда не было мыслей, что сегодня кто-то «сверх», а завтра - «не сверх». Мне просто хочется, чтобы в нашей державе люди не опускались.
А сейчас что творится? Народ мельчает! В советской жизни я много ездила за границу, и главным впечатлением по возвращении из капстраны было: «Представляешь, они все время говорят про деньги! Куда ни плюнь - всюду деньги!» А сейчас меня просто смех разбирает: идет у нас по улицам народ и все считает да пересчитывает. Попали и мы в этот вертеп.
Страну свою я все равно люблю, а сверхдержава… Такое слово и говорить страшно, потому что имеется в виду, что над всеми главенствовать хочется.
Марк Урнов, политолог:
Это та страна, которая не просто влияет на принятие решений, затрагивающих весь мир, но и играет в процессе их принятия важнейшую и лидирующую роль. Единственная на сегодняшний день супердержава - это США. До этого был так называемый биполярный мир, когда существовали две сверхдержавы.
Думаю, что в перспективе их будет несколько: те же США, возможно, Индия, а также Китай и, может быть, объединенная Европа.
А про нас и речи нет, все это - пустые хлопоты и абсолютно невротический миф. У нас нет ресурсов, которых было бы достаточно для того, чтобы стать сверхдержавой.
Один из самых важных компонентов идентичности, свойственный русской и российской культуре, - принадлежность к стране, которая 200-300 лет безусловно играла ведущую роль в мировой политике. Это очень хорошо эксплуатировал Сталин, говоря после расстрела Бухарина и Рыкова: эти изверги не понимали, что самый последний, но наш советский человек лучше любого буржуа, потому что наш принадлежит к свободной стране!
Какая там сверхдержава, если все те средства, которые мы тратим на то, чтобы остановить вырождение популяции, просто копеечны по сравнению с объемом проблем, которые надо решать? А элита у нас амбициозная и ворующая, и качества в ней никакого. Нам надо понять свое место в мире, а не давать волю невротическому сознанию.
Григорий Лепс, певец:
Это Россия, которая никогда и не отходила от такого статуса! Она - великая держава. Это выражается во всем - в нашей широте, в отношениях между людьми, в вере, в доброте… Сверхдержава - это не просто какие-то финансовые накопления (и если говорить только об этом, то может показаться, что нашей страны вообще в мире нет!). Несмотря на то, что СССР развалился, Россия всегда была, есть и будет сверхдержавой!