Не могу больше
Новогодние каникулы длятся так долго, что входить после них в привычный ритм очень сложно: наваливается послеотпускная депрессия и желание сменить работу — без психолога и капельницы не обойтись

Десятидневные выходные — это вызов любому человеку, но особенно тому, кто привык всего себя отдавать работе. Марьяна Богачева, руководитель клиентского отдела студии “Эгопро”, вспоминает, что в прошлом году она до конца января не могла найти в себе силы вернуться к работе. “Я находила тысячу оправданий и предлогов, чтобы сбегать из офиса пораньше и одну за другой отменяла деловые встречи. Что со мной происходило, я до сих пор не понимаю”, — вспоминает она. После длительных каникул нам сложно возвращаться в рабочий ритм. Как избежать перепадов настроения и преодолеть раздражение, связанное с выходом на работу?
Вот вам совет
Марина Мелия, гендиректор консалтинговой компании “ММ-Класс”, объясняет нежелание работать следующим образом: “Раздражение, головные боли, бессонница, подавленность — это симптомы “послеотпускной депрессии”. По мнению Мелии, на нее жалуются молодые люди 30-40 лет, полные энергии, сил, здоровья, отдающие работе по 12-14 часов в сутки. Переживающим это состояние она советует входить в работу постепенно и не принимать важных решений, пока рабочая форма не восстановлена: “Какие бы дела ни возникали — немедленно подписать документ, срочно обеспечить перевод денег и т.д., — наложите на них вето на строго определенное время. Например, на неделю”.
С Мелией согласен Давид Бенашвили, заместитель руководителя географического дивизиона “Закавказье” Интер РАО ЕЭС. Он старается важные деловые переговоры проводить после 15 января. “Раньше бесполезно, — убежден он. — Все деловые встречи обязательно превращаются в продолжение празднования Нового года”.
Делу время
Каникулы помимо депрессии таят в себе и другую опасность: у людей появляется время оглядеться по сторонам. И с разных точек зрения оценить свои рабочие перспективы. Во многих компаниях именно перед Новым годом выплачивают бонусы, и очень часто их получение (или неполучение) развязывает руки и раскрывает глаза сотрудникам. Алексей Петров, начальник отдела маркетинга крупной производственной компании, вернулся на работу после январских праздников в бодром расположении духа. “Отлично поработав и отлично отдохнув, — говорит он, — я ожидал, что в Новом году повышение не заставит себя ждать”. Наверное, так оно и случилось бы, если бы его сотрудники не приготовили ему групповой сюрприз: уже через пару дней после начала работы пятеро из семерых сообщили о своем желании уволиться.
Риск потери работника именно после Нового года усугубляется спецификой деятельности хедхантинговых компаний. На предпраздничные дни декабря у них приходится пик заказов на “таланты”, которые начинают выполнять в январе, рассказал сотрудник хедхантинговой компании Ward Howell International, просивший не называть его имени.
“В начале года крупнейшие хедхантеры уже собрали сотни тысяч долларов "урожая" предоплат за свежие декабрьские заказы, и в январе началась отработка полученных авансов. Идет охота за ценными кадрами. Тем более что люди в это время более сговорчивы: одни получили годовые бонусы и теперь могут думать о переходе без финансовых потерь, а другие просто готовы к новым трудовым достижениям, скромно рассчитывая при этом на увеличение своего дохода не менее чем на 30%”, — рассказывает он.
Впрочем, и без участия хедхантеров во время отпуска у некоторых людей начинается переосмысление жизни, они вдруг понимают, что занимаются чем-то не тем, и нередко принимают решение все изменить.
Внимательный начальник
Именно поэтому в начале января руководителям следует быть особенно внимательными по отношению к сотрудникам. Мария Макарушкина, директор по консалтингу компании “Экопси Консалтинг”, рекомендует начальникам дать подчиненным возможность выплеснуть эмоции: “Предложите вывесить на корпоративный сайт фотографии, сделанные сотрудниками во время каникул”. С другой стороны, по ее мнению, расслабляться долго нельзя. Чтобы быстро мобилизовать сотрудников, стоит загрузить их крупным проектом. “Люди примутся за него с большим энтузиазмом, потому что уже соскучились по работе”, — считает она.
Игорь Ланской, председатель правления коммуникационной компании Creatoric, не видит трагедии в том, чтобы сотрудники входили в работу постепенно: “На раскачку я даю дня два, а потом провожу совещания в расширенном составе: обсуждаем запуск новых проектов, в общем, заставляю шевелить мозгами. Как правило, руководители подразделений быстрее включаются в рабочий процесс, рядовые же менеджеры делают это с меньшей охотой”. В этом случае, по его мнению, самый действенный метод стимуляции — сочетание кнута и пряника: учет времени прихода и ухода, премиальные, дополнения к соцпакетам и, конечно, добрые слова.
Внесите капельницу!
Впрочем, если вашему полноценному выходу на работу препятствует не психологический диссонанс, а именно физическое недомогание, есть способы вернуть организм на правильные рельсы с помощью врачей и косметологов. Так, в салоне Tretyakov SPA by Anne Semonin заметили, что сразу после Нового года активность клиентов несколько снижается, а уже неделю спустя резко повышается, причем особым спросом пользуются обертывания, которые помогают вывести токсины и обогатить кожу минералами.
Марина Аванесова, врач-дерматовенеролог, косметолог салона “Аида”, советует перед выходом на работу пройти увлажняющие кожу процедуры. По ее словам, это особенно важно для тех, кто ездил отдыхать в теплые страны, ведь смена климата и перелеты сушат кожу. А депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов считает, что приходить в себя нужно не в спа, а на свежем воздухе: “Часовая прогулка за городом восстанавливает силы. Но для особых случаев я рекомендую вызывать врача и сделать капельницу. Я знаю людей, которые в этом году воспользовались этой процедурой в середине каникул — шестого числа”.