Порту грозил паралич
![Порту грозил паралич](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/uploads/articles/21327/41big.jpg)
В результате акции протеста докеров ОАО «Новороссийское морское пароходство» (НМТП) на железнодорожных путях в ожидании разгрузки скопилось несколько тысяч вагонов с грузом, а на автомагистралях города-героя и вокруг него из-за скопления грузового автотранспорта возникла повышенная аварийность. Докеры в борьбе за свои трудовые права решили с 15 декабря начать так называемую итальянскую забастовку, которую сами они называют «акцией образцово-показательного труда». Они выходят на работу, но резко снизили объемы выполняемых работ. Последней каплей, переполнившей чашу терпения портовых грузчиков, стало решение руководства НМТП о снижении тарифных ставок и об увеличении нормативов погрузочных работ.
О предыстории форс-мажорной ситуации в порту «Вольной Кубани» рассказал один из руководителей акции, председатель первичной профсоюзной организации работников водного транспорта Евгений Попков. Центральные СМИ, по его словам, упрощают положение дел, называя причиной акции снижение зарплаты. Все намного сложнее.
Еще при прежнем генеральном директоре порта Владимире Ковбасюке в отношении сотрудников НМТП начался форменный беспредел. В канун выхода нового КЗОТа в 2000 году портовая администрация создает профсоюз морских портов Краснодарского края, по сути — «карманный» профсоюз, дабы в будущем диктовать трудовому коллективу любые условия. Потому что по новому законодательству о труде проводить всевозможные акции имеют право только те профорганизации, в которых состоит более половины сотрудников предприятия. Угрозами, обманом, используя административный ресурс, руководство НМТП добивается своего. К слову, сегодня в порту действуют сразу четыре разных профсоюза, однако три из них оказались фактически бесправными и к их мнению вообще никто не прислушивается.
Плоды такой реорганизации не заставили себя долго ждать. Постепенно из колдоговора одна за другой стали исчезать статьи социальных гарантий, пока не свелись к смехотворному для столь солидной и прибыльной компании минимуму.
Но настоящие беды для портовиков, и прежде всего — для докеров, начались с лета 2005 года, когда к штурвалу НМТП не без скандала пришло новое руководство в лице генерального директора Игоря Вилинова и его первого заместителя Сергея Ярышева. Как раз с именем последнего докеры связывают нынешние события, как и все те перемены к худшему, которые произошли в их жизни и в жизни их семей за последние полтора года. Поскольку от Сергея Николаевича, депутата Законодательного собрания края, люди ожидали защиты и отстаивания прав трудового человека, но получили обратное.
Для иллюстрации Евгений Попков привел лишь один пример. Так, новое руководство создает штрафные бригады докеров, куда, словно в ссылку, направляют студентов-заочников, доноров, а также людей, побывавших в течение года 2—3 раза на больничном. При этом штрафные бригады используются, как правило, на хозработах со ставкой 4 рубля в час. Следуя логике нововведений, выходит, что «курс оздоровления» — голод, и не только для часто болеющего докера, но и для всей его семьи. А учиться в вузах или сдавать столь дефицитную в стране донорскую кровь стало просто запретным плодом для портовиков. Людей попросту вынуждали искать новое место работы. Спаянный прежде коллектив профессионалов стал разваливаться.
Со многими подобными новациями портовики были вынуждены мириться, но любому терпению рано или поздно приходит конец. Когда в начале декабря этого года вышел приказ администрации порта № 955, терпение докеров лопнуло. Приказ предусматривает увеличение в среднем на треть нормы обязательной сменной выработки с одновременным снижением (также в среднем на треть) тарифных ставок и сокращением количества занятых на погрузочно-разгрузочных работах докеров. Коротко говоря, приказ резко снижал заработки докеров при резком увеличении объемов работ. С таким новшеством портовики уже не могли смириться, результатом чего и стали нынешние события.
Руководство НМТП, тот же Сергей Ярышев, объясняет необходимость таких нововведений тем, что прежние нормы выработки были приняты в теперь уже далеком 1988 году, еще при советской власти. Между тем в порту за это время произошли кардинальные изменения, связанные с внедрением высокопроизводительной техники. Однако докеры этим аргументам противопоставляют множество своих веских доводов.
Во-первых, в течение последних шести лет в НМТП вообще ни разу не индексировалась зарплата, и прежний заработок докера, на который когда-то можно было обеспечить достойную жизнь своей семье, в связи с инфляцией давно обесценился. Во-вторых, грузооборот в Новороссийском торговом порту, крупнейшем в России, растет из год в год, растут принимаемые акционерным обществом планы, растет и прибыль компании, но почему-то на благосостоянии рядовых сотрудников порта это никоим образом не сказывается. В-третьих, нововведения почему-то касаются только докеров, плечами которых и зарабатывается прибыль предприятия. Вместе с тем на каждого докера по штатному расписанию компании приходится примерно по три-четыре управленца и обслуживающего персонала: из общей численности коллектива НМТП более чем в четыре тысячи человек докеры составляют лишь около одной тысячи. В-четвертых, в связи с внедрением новой техники условия труда докера-механизатора практически не изменились, просто появилась возможность перерабатывать новые виды грузов. Так, импортный кран «Готвальд» поднимает 100-тонные грузы, чего прежде не было. В-пятых, какое отношение к докерам имеют нормы выработки, если у них зарплата сдельно-премиальная: сколько груза переработали, столько и получили денег? Хотя эта система не отвечает ни требованиям времени, ни технике безопасности, ни прочим инструкциям, издаваемым той же администрацией порта. А нынешняя акция протеста докеров, стартовавшая 15 декабря, через неделю после выхода пресловутого приказа, как раз и проводится с соблюдением этих самых инструкций. Потому и называют они ее в шутку «акцией образцово-показательного труда», что привело к значительному снижению перевалки грузов.
Как рассказал Евгений Попков, попытки наладить конструктивный диалог с руководством порта ни к чему не привели. И теперь, чтобы вернуться к прежней интенсивности обработки грузов, докеры требуют уже не просто отмены приказа № 955, а увеличения зарплаты до приемлемого уровня. Докерам сочувствует подавляющее большинство сотрудников порта, вот только открыто об этом вряд ли кто заявит. Ведь и портовые грузчики, особенно бригадиры, испытывают сегодня колоссальное давление со стороны администрации НМТП. Но, понимая, что им нечего терять, кроме своих цепей, докеры намерены идти до победного конца.