Под золотым дождем
для ИТ-отрасли 2006-й стал годом невиданных откатов
В 2006 году на волне нефтедолларов ИТ-рынок устремился в технопарки, стабильно показывая оптимистичные 20% роста. Но вместе с тем ИТ-индустрии не удалось избавиться от хронических недугов: кадрового голода и высокой коррупции. Недаром 2006 год называют рекордным по величине откатов, доля которых возросла до 40% от бюджета проекта. Подводя итоги, игроки рынка говорят, что уходящий год был спокойным.
Несмотря на то что основные показатели уходящего года будут обнародованы лишь в феврале, по мнению ведущих ИТ-компаний, 2006 год прошел без особых потрясений. Он войдет в историю как год стабильного роста ИТ-рынка – более чем на 20%. Но даже учитывая усилия государства по формированию национального ИТ-рынка, он остается незрелым. По уровню национального ИТ-потребления Россия все еще существенно отстает не только от наиболее развитых стран Запада или «азиатских тигров», но и от большинства государств с переходной экономикой, например, от Восточной Европы или Индии. Доля ИТ-отрасли в российском ВВП составляет около 1,5%, тогда как в промышленно развитых странах этот показатель превышает 3%.
Тренды уходящего года
Сергей Мацоцкий, генеральный директор IBS, связывает стабильный рост ИТ-рынка с ростом экономики России, усилением конкуренции и развитием массовых потребительских сервисов. «Например, в банковской индустрии одним из главных «драйверов» использования ИТ является развитие ритейлового направления. Но, к сожалению, пока критическая масса подобных драйверов не очень высока», – сокрушается Мацоцкий.
Одним из главных локомотивов развития рынка информационных технологий по-прежнему остается государство, влияние которого на национальный ИТ-рынок осуществляется прежде всего за счет быстрого роста потребления информационных технологий со стороны госструктур в рамках активно ведущейся ИТ-модернизации как на уровне федеральной власти, так и регионального и местного управления. Федеральные программы «Электронная Россия», «Дети России», приоритетные национальные проекты, целый ряд региональных программ, таких как, например, «Электронная Югра», дали, по мнению Тагира Яппарова, президента компании «АйТи», существенный импульс расширению рынка.
Не менее активно развиваются и ведомственные стратегические ИТ-программы, например, в Федеральной таможенной службе, Федеральном казначействе и многих других госструктурах. Помимо этого, отмечает Яппаров, государство проводит целенаправленную политику поддержки национального ИТ-производства. Речь идет о создании технопарков, а также о различных льготах, в том числе налоговых, для компаний, производящих программное обеспечение на экспорт. Определенные льготы получают и производители микроэлектронных компонентов. Для привлечения необходимых инвестиционных ресурсов в ИТ-отрасли формируются ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (РИФИКТ) и «Российская венчурная компания» (РВК).
В целом, по мнению Яппарова, на сегодняшний день роль государства как ИТ-потребителя в нашей стране существенно более значима, чем в других промышленно развитых странах мира. Госзакупки достигают 20% от общего объема российского ИТ-рынка. Это очень высокий показатель по сравнению с другими странами. В США, например, при огромных абсолютных расходах на информационные технологии в секторе государственного управления их доля составляет всего 7,5% от объема национального ИТ-рынка.
В свою очередь, президент Cognitive Technologies Ольга Ускова отмечает, что в 2006 году государством были потрачены значительные финансовые и административные ресурсы на системное выстраивание ИТ-сектора, дабы он хоть как-то соответствовал мировым стандартам. В результате рынок ИТ начал, по ее мнению, приобретать цивилизованную форму в виде целостной отраслевой инфраструктуры, включающей технопарки, системы венчурного финансирования, налогового администрирования и т.д.
Вице-президент компании ВСС Сергей Канев считает одним из важнейших событий уходящего года утверждение правительством РФ программы по созданию технопарков и техниковнедренческих зон в сфере высоких технологий и оказанию государственной поддержки их функционированию. Андрей Конев, региональный менеджер Microsoft в Северо-Западном федеральном округе, более скептичен, хотя и он согласен с тем, что налоговые льготы для инновационных компаний стали одним из самых значимых событий 2006 года. Но, по его мнению, интерес государства к ИТ-индустрии выражался странно: «Много слов и мало дел».
Еще один заметный тренд в уходящем году – начало активного процесса информатизации в здравоохранении и образовании. В структуре ИТ-рынка любой развитой страны, указывает Тагир Яппаров, эти две сферы являются крупнейшими потребителями ИТ-решений. В России долгие годы вузы и медицинские учреждения в качестве крупных ИТ-потребителей практически не рассматривались, но с запуском приоритетных нацпроектов эта удручающая ситуация начала меняться.
Другая тенденция рынка связана с ростом интереса компаний к автоматизации так называемых фронт-офисных задач: сбыта, маркетинга, отношений с заказчиком и т.п. В предыдущие годы, говорит Яппаров, фокус корпоративной автоматизации был направлен на внутренние процессы предприятия – управление ресурсами, автоматизацию производства, учет и т.д. Сегодня по мере роста конкуренции и развития сбытовых сетей на первый план выходит борьба за клиента. Именно на решение такой задачи сейчас переключаются интеграторы. CRM-системы, центры обработки вызовов, системы анализа поведения клиентов – эти еще недавно экзотические решения становятся все более востребованными.
Тем не менее Сергей Мацоцкий из IBS убежден, что бум ERP-систем продолжится и в 2007 году: «Потому что создано уже множество всяческих систем, а теперь надо все это хозяйство поддерживать или приводить в порядок». Еще одним отрадным фактом в уходящем году стал интерес, который начали проявлять к ИТ-рынку компании промышленного сектора (металлургия, машиностроение и т.д.). Эти предприятия, по его словам, начинают рассматривать интегрированные решения для управления производственной деятельностью в качестве одного из основных средств в борьбе за эффективность бизнеса. «В этом году мы также наблюдали изменение фокуса с точечных проектов уровня отдельных предприятий в сторону реализации комплексных долгосрочных проектов для крупных холдингов, реализуемых на уровне корпоративных центров. Активизировался интерес таких компаний к услугам по унификации и стандартизации бизнес-процессов территориально распределенных компаний», – говорит Мацоцкий.
Порадовало интеграторов и развитие услуг, которые лежат на стыке управления ИТ и HR, таких как управление ИТ-персоналом. Данное направление, уверяет Мацоцкий, в этом году стало как никогда актуальным в связи с увеличением бизнесов компаний, интеграционными процессами, географической экспансией, процессами слияний и поглощений, а также растущим дефицитом кадров.
В то же время 2006 год, по убеждению многих, покончил с дискуссией о судьбе ИТ-аутсорсинга. Он показал, что на рынке формируется массовый спрос на аутсорсинговые услуги. Среди лидеров спроса – западные компании, работающие в России, а также представители высококонкурентных отраслей: банки, ритейл, телекоммуникационный сектор. Показательный пример – компания «АйТи», удвоившая в этом году свой доход от предоставления услуг ИТ-аутсорсинга.
Еще одна показательная тенденция 2006 года, отмечаемая практически всеми игроками, – заметное снижение пиратства, особенно на уровне крупных корпораций. Прежде всего это касается легализации ПО Microsoft, но также и других поставщиков, таких как IBM, Autodesk, Adobe и прочих. Одни видят в этом тенденцию, связанную с выходом компаний на фондовые рынки, другие – повышение уровня цивилизованности российского бизнеса в целом.
Впрочем, взгляд производителей компьютеров и комплектующих на ИТ-рынок все же отличается от интеграторского. Директор по развитию рынка мобильных платформ в России и странах СНГ корпорации Intel Михаил Фечин уверен, что главным событием года на рынке ИT в 2006 году стал массовый переход на многоядерные процессорные решения во всех сегментах. Он также отмечает наметившуюся тенденцию «мобилизации» рынка – в течение года в крупнейших розничных сетях доля ноутбуков превысила продажи настольных решений и продолжает вытеснять их с полок.
Глава представительства Fujitsu-Siemens Computers в России и СНГ Виталий Фридлянд обращает внимание, что «в этом году для клиента уже важна не столько стоимость оборудования и инсталляции, сколько отдача от внедрения новой ИТ-инфраструктуры». При этом наблюдается некоторое падение темпов роста в потребительском секторе. Одна из причин тому – большое количество невозвратных кредитов и другие факторы. Тем не менее он отмечает как важное событие появление на российском рынке западных ритейловых электронных сетей. «Могущество ИТ-рынка прирастает регионами: там сейчас много интересных проектов. Причем развитие регионов в области ИТ опережает по темпам Москву и Петербург, – утверждает Фридлянд. – ИТ-рынок все больше специализируется: его сегменты обосабливаются. И сейчас софт, сети, телеком, серверы, ноутбуки оформились в нишевые рынки со своими, присущими только им трендами и проблемами».
И наконец последняя тенденция уходящего года, по мнению специалистов, – это движение рынка к прозрачности. Его закрытость, отсутствие необходимой достоверной информации о компаниях активно дискутируется в последние годы. В 2006 году было налицо движение компаний и рынка в целом к большей открытости. Несколько лет назад начались первые слияния на рынке, ряд компаний привлек внешние инвестиции, анонсированы первые IPO ИТ-компаний. Еще больше предприятий объявили о своей готовности выйти на зарубежные рынки в ближайшие год-два. Хотя еще пару лет назад о планах выхода ИТ-компаний на IPO говорить было не принято.
Лучшие новости – это отсутствие новостей
Общего мнения о том, что же было хорошего в отрасли в этом году, не существует. Каждая компания отмечает свои положительные тенденции 2006 года. Для компании «АйТи» несомненным плюсом является сохранение высокой динамики рынка и активный рост сервисной составляющей в его структуре. Тагир Яппаров вспоминает, как в начале века доля продаж оборудования в структуре национального ИТ-потребления превышала 75%, тогда как рынок услуг составлял менее 15%. А ведь именно услуги являются основной добавленной стоимостью, производимой ИТ-компаниями. Сегодня, по разным оценкам, доля ИТ-услуг практически удвоилась и составила около 30%. Для «АйТи» удачными были крупные системные проекты, которые фирма реализовала для ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР, «ЕвроХима», «Русала» и ряда других компаний. Положительным трендом 2006 года стало быстрое развитие новых направлений бизнеса, связанных с ИТ-аутсорсингом, аналитическими системами, CRM-решениями и т.д.
Сергей Мацоцкий в свою очередь считает, что «большим преимуществом этого года стало отсутствие каких бы то ни было потрясений и глобальных преобразований на рынке». По принципу «лучшие новости – это отсутствие новостей». «Рынок стабильно развивался, и очень хочется верить, что и в следующем году ситуация не изменится», – резюмирует он. Генеральный директор IBS отмечает ряд положительных моментов, в частности, попытки парламентариев разрешить вопрос с налогами на фонд оплаты труда в отраслях, где зарплата составляет подавляющую часть расходов, что мешает им развиваться и конкурировать на мировом рынке. В этом году Государственная Дума приняла законопроект о поддержке экспорта для ИТ-компаний, которые поставляют ПО и программные услуги за рубеж, что должно существенно повысить конкурентоспособность российских компаний на глобальных рынках и стимулировать рост одной из наиболее ключевых отраслей – экспорт ИТ-услуг.
Михаил Фечин из Intel тоже не зафиксировал в уходящем году каких-либо серьезных проблем. «Можно, конечно, сослаться на проблему «батареек «Сони» (корпорация Sony отозвала несколько миллионов взрывоопасных аккумуляторов. – Прим. «Ко»), но не думаю, что она сильно повлияла на расклад сил на российском рынке», – шутит директор по развитию мобильных платформ. Главным же достижением он считает снятие таможенных пошлин на ввоз процессорных компонентов (как элемент интеграции в ВТО). «Во-первых, это делает рынок более прозрачным для инвесторов и поставщиков разного уровня. Во-вторых, сбор статистики становится более корректным, а анализ тенденций на рынке – более предсказуемым», – подытожил Фечин.
Исторический максимум откатов
Одной из существенных перманентных проблем ИТ-рынка в целом является его прямая зависимость от общеэкономической ситуации в стране. ИТ-рынок будет увеличиваться до тех пор, пока будет расти экономика в целом. «С одной стороны, это хорошо, а с другой – не позволяет рынку вырабатывать внутренние механизмы развития. Как ни парадоксально, благотворно повлиять на экономику в целом и на спрос в сфере ИТ может снижение цен на нефть. Когда идет «золотой дождь», мало кто задумывается о других средствах производства и повышения эффективности бизнеса: можно просто подставить руки и собирать золото», – иронизирует Сергей Мацоцкий.
Правда, рук для сбора «злата» отрасли явно не хватает. Дефицит квалифицированных кадров – одна из основных проблем ИТ-отрасли. «Рынок труда перегрет, новых специалистов брать неоткуда. Пока каждый решает эту проблему самостоятельно, но возможности делать это поодиночке практически исчерпаны. Масштаб российских ИТ-компаний с точки зрения людских и интеллектуальных ресурсов не позволяет им браться за глобальные долгосрочные проекты, что мешает их росту. К тому же в нашей стране пока по многим причинам не принято заключать долгосрочные проекты, что тоже никак не способствует росту квалификации отдельных игроков и рынка в целом», – поясняет Ольга Ускова из Cognitive Technologies. Эту же проблему выделяет и президент компании «АйТи», уточняя, что до последнего времени «поставка» кадров в ИТ-отрасль обеспечивалась притоком молодых специалистов – вчерашних выпускников вузов, с одной стороны, и перетоком в отрасль сложившихся технических специалистов из других отраслей народного хозяйства (науки, производства, госслужбы). «В последние несколько лет оба эти источника перестали справляться с постоянно растущими требованиями рынка и заказчиков ИТ. Во-первых, практически полностью прекратился переток специалистов из других отраслей. Напротив, многие ИТ-специалисты сегодня переходят на работу в штат крупнейших ИТ-потребителей – в ИТ-службы предприятий и ведомств. Во-вторых, несмотря на некоторый рост количества учащихся на ИТ-специальностях в вузах, мы вступаем в самое тяжелое с точки зрения демографии время, когда число студентов будет сокращаться в силу особенностей структуры российского демографического дерева – именно на 17 – 19-летних в ближайшие годы придется минимум в возрастной пирамиде населения», – констатирует Тагир Яппаров.
Из негативных факторов 2006 года Ольга Ускова отмечает и весьма высокий уровень злоупотреблений. «Многие попытались заработать на IPO-тренде за счет использования откровенно жульнических схем, – поясняет президент Cognitive Technologies. – Например, при крупной корпорации образуется новая маленькая дочерняя компания, оборот которой в течение короткого времени вырастает с нуля до десятков миллионов долларов. Понятно, что никакого бизнеса не ведется, а эффект достигается за счет прокручивания средств материнской компании, но внешне все выглядит как коммерческий успех самого предприятия, за счет чего его акции резко возрастают в цене». Помимо этого, по ее словам, в 2006 году удручающе вырос уровень прямой коррупции. «Этот год стал годом самых высоких откатов во всей истории отечественного ИТ-сектора, уровень которых порой достигал 40% от общего бюджета проекта», – подытожила Ускова.
У производителей «железа» и софта свои нишевые проблемы. «Массовый приход мультинациональных брендов и их стремление бороться за массового потребителя ставит местных сборщиков в довольно сложные условия. Это уже можно проследить на рынке мобильных решений – давление Acer, Asus, Toshiba и текущее положение российских производителей, которые мигрируют в нишевые сегменты», – резюмирует Михаил Фечин. А у Microsoft вот уже который год своя борьба на ИТ-рынке. «Пиратство было и остается главной проблемой ИТ-индустрии. Использование пиратского ПО не только значительно повышает риски бизнеса, но и снижает темпы роста рынка информационных технологий. По экспертным оценкам, снижение уровня пиратства с 83% до 37% будет способствовать увеличению ИТ-сектора с $9 млрд в год до $30 млрд, создаст более 33 000 новых рабочих мест в отрасли», – снова напоминает Андрей Конев. А Виталий Фридлянд выносит свой нелицеприятный вердикт: «Рынок ИТ в России – обслуживающий, вторичный и не является локомотивом экономики. В этом году данная проблема углубилась. По сравнению с тем, какое влияние ИТ-рынок имеет на Западе, наши проекты – во многом детский лепет». Пессимистична в отношении будущего ИТ-рынка и Ольга Ускова, считающая, что следующий год для ИТ-отрасли будет весьма нервным и напряженным из-за грядущих президентских выборов и, как следствие, смены правительства и административного аппарата. Ее прогноз развития отечественного ИТ-рынка в 2007 году не слишком вдохновляет: в эту область будет влит еще больший объем финансовых средств, но характер их расходования окажется весьма далеким от целевого. Как следствие, возникнет большое число коррупционных скандалов. Весьма серьезно изменится состав российского сектора информационных технологий. С рынка уйдет около 40% его сегодняшних лидеров, поскольку их деятельность тесно связана с госсектором, управляющий состав которого после выборов изменится. Часть компаний просто исчезнет, некоторые будут куплены более успешными конкурентами. Так что в будущем году нас ждут весьма интересные слияния и поглощения.