КС подтвердил законность изъятия органов у погибших пациентов без согласия родственников
С соответствующей жалобой в КС обратились родственники 19-летней Алины Саблиной, у которой после смерти изъяли сердце, почки и другие внутренние органы для трансплантации. Родственники своего согласия на изъятие органов не давали
Конституционный суд РФ подтвердил законность изъятия органов для трансплантации после смерти человека без согласия на то родственников покойного.
С соответствующей жалобой в КС обратились родственники 19-летней Алины Саблиной, у которой после смерти изъяли сердце, почки и другие внутренние органы для трансплантации. Родственники своего согласия на изъятие органов не давали.
19-летнюю Алину Саблину в 2014 году сбила машина. Пострадавшую доставили в реанимацию ГКБ №1 имени Пирогова, где спустя пять дней она скончалась. Спустя некоторое время родственники узнали об изъятии в целях трансплантации сердца, почек, части аорты, нижней полой вены, надпочечников и части правого легкого, сообщает «КоммерсантЪ».
Мать погибшей девушки обратилась в суд с требованием взыскать с больницы компенсацию за моральный вред. Однако суд в удовлетворении иска Саблиной отказал.
Затем Саблины обратились в КС с требованием признать неконституционным статью федерального закона «О трансплантации органов», которая предполагает презумпцию согласия на изъятие органов и тканей у погибшего, но запрещает его в случае если при жизни пациент не давал своего согласия на изъятие органов.
Родственники Алины Саблиной тили, что медики не сообщали им о планах по изъятию органов девушки.
В ходе разбирательства КС пришел к выводу, что презумпция согласия на изъятие органов имеет целью развитие в стране донорства и трансплантации и Конституции не нарушает.
Родственники Саблиной уже обратились в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
Представитель истцов Антон Бурков в беседе с «Коммерсантом» отметил, что «презумпция согласия» на трансплантацию органов в России превратилась в фикцию, в искусственное предполагаемое согласие.
«Врачи не говорят родственникам о планируемом изъятии, общаясь с трансплантологами, проводя у еще живого человека анализы на возможность изъятия органов, совместимость. Это очень удобная презумпция», - отметил юрист.