Порок бедности
Число малоимущих в России увеличилось почти на три миллиона человек
В России за минувший год заметно выросло число граждан, чьи доходы не покрывают стоимости даже минимально необходимого для жизни набора продуктов, одежды и услуг. По данным Росстата, за чертой бедности на сегодняшний день живут 21,7 млн. человек – 15,5% от всего населения страны. В первом полугодии 2014-го таких людей насчитывалось 18,9 млн. (13,1%). Таким образом, за истекший год произошел самый большой прирост числа бедных в XXI веке.
Прогнозы специалистов неутешительны: в обозримом будущем тенденция к увеличению численности малоимущих сохранится. «Даже при условии замедления негативной динамики в отношении доходов и инфляции показатели бедности по итогам текущего года существенно превзойдут прошлогодние», – отмечается в недавнем отчете Высшей школы экономики.
Эксперты связывают рост уровня бедности прежде всего с падением реальной заработной платы по стране. По данным Росстата, к августу 2015-го зарплата сократилась на 9,2% в годовом исчислении, а потребительские цены с начала нынешнего года выросли на 9,8%.
Гендиректор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков выделяет пять слоев населения по доходам. Наименее обеспеченные люди – те, чьи доходы ниже одного бюджета официального прожиточного минимума, составившего на второй квартал в среднем по РФ 10017 рублей.
Доходы низкообеспеченных – от одного до трех бюджетов. Ниже среднего – от трех до семи бюджетов. Средний слой – от семи до 11 бюджетов. И, наконец, верхний слой – от 11 бюджетов прожиточного минимума и выше. Так вот, первые два слоя – самые бедные – только за последнее полугодие увеличились на 5%, остальные «сжались» – в среднем на 2,5%.
«Самое неприятное, что многие представители среднего класса начинают сползать вниз и балансировать где-то на грани прожиточного минимума, – сказал директор Института социальной политики и социальных программ НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. – Средний класс стал внимательно присматриваться к ценникам, чего не было уже давно, по крайней мере, с середины «нулевых».
Доцент НИУ ВШЭ Павел Кудюкин со своей стороны отметил, что существенно растет число так называемых работающих бедных: «У них невысокие зарплаты, поэтому их семьи получают душевые доходы ниже прожиточного минимума. Есть целый ряд отраслей, где такое явление наблюдается: сельскохозяйственные предприятия, легкая промышленность. Это и многодетные семьи, которые наиболее чувствительны к изменениям экономической конъюнктуры и динамики доходов и цен».
Правда, по мнению директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяны Малевой, бедность нельзя измерить каким-то одним показателем: «Например, семья, в которой закончилась зарплата, но остались значительные сбережения, бедной не будет. А наша статистика покажет ее именно как таковую». Ну а пенсионерам, полагает эксперт, нужны не столько деньги, сколько услуги – медицина, лекарства, уход.
По данным директора Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ Лилии Овчаровой, большую часть бедных составляют семьи с детьми: «В этом году социальные пособия увеличились всего на 5,5%. Пособие по уходу за первым ребенком составляет 28,6% от прожиточного минимума – чуть больше 3100 рублей, а по уходу за вторым – 57,3%. Если мама не работает, а папы нет или у него зарплата маленькая, прожить на такое пособие очень трудно».
По оценке Всемирного банка, из-за ограниченности бюджетных ресурсов поддержка наиболее уязвимых слоев населения России вряд ли будет массовой и существенной.
Напоминая, что задачу сокращения бюджетного дефицита Минфин решает во многом за счет социальной сферы, Татьяна Малева предупреждает: «Нельзя экономить на борьбе с бедностью. Если дети растут в бедной семье, значит, они получат плохое образование, плохое место на рынке труда или, того хуже, станут безработными. Нужно не сокращать расходы на эту проблему, а искать ресурсы, чтобы помогать людям вырваться из этой ловушки, потому что расхлебывать последствия будет многократно дороже».