Курортная карта
В России закрывают санатории для больных ДЦП. Вместо этого Минздрав предлагает строить здравницы на… Курильских островах

Мы уже привыкли к тому, что ведомство Вероники Скворцовой критикуют за резкое сокращение доступности медуслуг и высокие цены на лекарства вследствие сформированной ведомством системы закупок. Это абсолютно верно и справедливо. Но есть и еще один важный момент, о котором, за критикой Минздрава, мы забыли. Это – детские и взрослые санатории. А тут ситуации также обстоит не самым лучшим образом. И в ответе за это снова Минздрав России.
Нынче в его ведении находится свыше 50 санаториев от Калининграда и Подмосковья до Хакасии. Но не надо думать, что подчиненные Вероники Игоревны отвечают только за них. Буквально сегодня министр заявила о том, что на Сахалине и на Курильских островах(!) следует организовать санаторное лечение на базе имеющихся здесь источников минеральной воды. Правда, экономическую сторону доставки туристов с материка (не говоря уже о Европейской части России) она предпочла не озвучивать. Не вдавалась она и в детали инфраструктуры… Для сведения, стоимость авиабилета из Москвы до Южно-Сахалинска составляет 40 000 в один конец. Рядовой россиянин позволить себе такого «лечения» явно не сможет. Простой вопрос: кто на Курилы поедет?
Может, Подмосковье выручит? Увы… Пансионат Минздрава «Звенигород» предлагает путевку за 14 дней с лечением за 36 250 рублей (в 2-местный номер), а при одноместном размещении – всего за 52 000 рублей. Не мягче ситуация и на Кавминводах. Санаторий «Кавказ» предложит вам приличные одноместный номер за 3600 рублей в сутки. Один койко-день в санатории «Нарат» в Теберде обойдется минимум в 3100 рублей с носа. В общем, недешево. Для хорошего лечения нужен 21 день, то есть 65 100 рублей. Учитывая, что средняя з/п в РФ сегодня находится на уровне 32 000 рублей, делаем выводы, для кого предназначены эти процедуры…
Вопросов по санаторно-курортному лечению возникает много. Например, состояние номерной и лечебной базы. Так, в сочинском санатории «Юность» со стен многих номеров не исчезает грибок, а лечение ограничивается 6 сеансами массажа за 21 день. В санатории «Архипо-Осиповка» ФМБА России ничего хорошего, кроме месторасположения и квалификации врачей нет. Питание, по общему мнению, отвратительное, номера и санузлы не убирают, за территорией не следят, цены за медуслуги тщательно скрывают. «В общем, кто хочет заработать гастрит и язву желудка, кто готов тратить много времени для похода на море, которое такое же грязное, как челябинское водохранилище – вперёд!».
При желании можно оперативно собрать аналогичный пакет проблем по каждому санаторию, требующих решения. Вопрос однако еще и в другом: в стране множество мест, из которых можно сделать не один курорт мирового масштаба. Даже неподалеку от Москвы, в Тульской области, есть замечательное место Краинка с минеральной водой, не уступающей пресловутой воде Нафтуся. Или волгоградский Эльтон, не уступающий грязям Мертвого моря.
Но Минздраву выгоднее не развивать перспективные проекты с быстрой финансово отдачей, а говорить о необходимости финансирования разрушенных лечебниц Крыма и строительстве санаториев на Курильских островах. Порядка 20 санаториев в Крыму надо по сути возродить, говорит министр.
Параллельно, в рамках программы оптимизации, ведомство готово закрыть детский санаторий «Восход» - единственный(!) в центральной России, где бесплатно лечат детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Руководство Минздрава решило передать лечебное учреждение на баланс Липецкой области. Потерять федеральный статус - это не только лишиться достойного финансирования, считают врачи. Прежде всего, это оставить десятки тысяч больных детей без высокоэффективного санаторно-курортного лечения за счет государства. В Липецкий санаторий едут лечиться дети из малообеспеченных и многодетных семей из 63 регионов России. Очередь сюда формируется на год вперед. В стране таких лагерей всего три. Теперь же останется два.
По словам члена Совета Федерации Людмилы Косткиной, сегодня санаторные путевки в стране не могут получить даже льготники. Потребность по этой категории закрывается только на 30%. «К сожалению, у Минздрава пока нет понимания всей ситуации», говорит она. Зато есть намерение строить санатории там, куда никто не поедет. Видимо, известная составляющая для минздравовских чиновников здесь будет пользительна, как нигде.