«Брат» из Саратова
Команда мэра выкачивает из города бюджетные средства и живет не «по правде»

Именно с Данилой Багровым из дилогии Алексея Балабанова саратовское «Общественное мнение» сравнивало на днях мэра города Олега Грищенко. Мол, и прямолинеен как киногерой, и за словом в карман не полезет. Однако судя по настроениям, царящим в областном центре, его жители придерживаются иного мнения. Главный вопрос, который тревожит их – какое наследство он оставляет городу, медленно, но верно подползающему к социальному взрыву?
Сегодня по Саратову упорно ходят слухи о том, что Олег Грищенко собирается занять кресло депутата Государственной Думы. Или даже будет представлять регион в Совете Федерации – если губернатор Радаев, конечно, разрешит. Местные эксперты объясняют такие слухи просто: заявляя о своём участии в выборах-2016 в ГосДуму, г-н Грищенко лишь пытается уйти от ответственности, прикрывшись мандатом депутата и своей неприкосновенностью в качестве парламентария. Никакого другого мотива у уходящего градоначальника нет. Потому что, если верить независимым саратовским СМИ, положение в городе плачевное. Если при предыдущем мэре долги города составляли всего 350 млн рублей, то при Грищенко долг областного центра вырос до 5 млрд рублей. Пикантность ситуации заключается в том, что Грищенко несколько раз публично заявлял об угрозе банкротства Саратова. Но не для того, чтобы признать свои ошибки, а для получения новых кредитов, шантажируя Москву возможными социальными потрясениями в городе.
Привычное дело
Саратов превращался в город-должник по простой схеме. Убытки вешались на городской бюджет, а прибыли, как пишут местные СМИ, уходили в фирмы, аффилированные с Грищенко. Например, Грищенко неоднократно обращался к областному руководству с просьбами о выделении субсидий для городского транспорта. Со своей стороны, он обещал отдать муниципальным транспортникам все прибыльные городские маршруты, что позволило бы им собрать необходимые для существования 35-40 млн рублей. Но обещания выполнены не были: прибыльные маршруты Грищенко перевел на коммерческую транспортную фирму, которая «близка» к мэру.
С МУПом «Водоканал» была связана еще более скандальная история со спортивным комплексом «Торпедо». В свое время СК, принадлежавший Саратовскому подшипниковому заводу (СПЗ), был приватизирован структурами, аффилированными с Олегом Грищенко. В 2008 году спорткомплекс был передан не в муниципальную собственность, а приватизирован некоей фирмой ООО «Элмон» (первый руководитель ООО Дмитрий Исаев, личный телохранитель Олега Грищенко). Под шумок в собственность новой компании перешли и прилегающие территории с парковками! В 2011 году уже весь комплекс был продан ЗАО «Тандер». Новый собственник в один прекрасный момент решил снести «Торпедо» и на его месте воздвигнуть современный торговый центр. Городские чиновники проявили неслыханную чуткость к этой инициативе и пошли на невозможное. «Водоканалу» было выделено 20 млн рублей на модернизацию коммуникаций, прилегающих к СК. И что в результате? Комплекс снесли, но торговый центр не построили. Деньги на «модернизацию» исчезли в неизвестном направлении.
Не пропускает городское руководство мимо рук и систему госзакупок. По словам саратовских журналистов, на конкурсы и тендеры власти города допускают только «своих» поставщиков, готовых платить «откат» до 60%. Система перекачивания средств городского бюджета в карманы близких мэру людей хорошо отлажена. Исправную работу системы обеспечивает «команда», костяк которой составляют выходцы из Саратовского подшипникового завода (СПЗ), которым в свое время владел Олег Грищенко. Из этой «кузницы кадров» даже охранники и водители возвысились до высоких по меркам города постов. Контрольно-счетную палату города, которая должна пресекать злоупотребления, тоже возглавляла проверенный человек из подшипникового завода Наталья Масютина.
А счетчик все мотает…
Главным генератором долгов города являлись, как ни парадоксально, Саратовские электрические сети (СПГЭС). На счетах СПГЭС аккумулируется сумма равная годовому городскому бюджету - 11 млрд рублей. Казалось бы, СПГЭС должны быть источником процветания для Саратова. Но не все так просто.
По настоянию Грищенко, в свое время Комитет по управлению имуществом (КУИ) Саратова передал электрические сети в аренду ЗАО «СПГЭС» без проведения необходимых по закону конкурсных процедур. По самым скромным подсчетам экспертов, на этой сделке бюджет потерял около 750 млн рублей. И это для города в баснословным дефицитом бюджета.
Олег Грищенко неоднократно заявлял, что среди учредителей СПГЭС он и его родственники не фигурируют. И, на первый взгляд, это недалеко от истины. Учредителями ЗАО «СПГЭС», а также одноименного ООО «СПГЭС», стали три юридических лица и одно физическое: ООО «ТрансЭнергоСервис», ООО «ЭнергоКом», ООО «ИнвенстЭнерго» и Елена Пименова. Пименова также возглавляет ООО «ЭнергоКом». Руководителем и главным бухгалтером ООО «ИнвестЭнерго» является Татьяна Яворская, во главе ООО «ТрансЭнергоСервис» оказался депутат Саратовской городской Думы Андрей Иванов. Все эти люди ранее занимали должности бухгалтеров на пресловутом подшипниковом заводе. Спустя несколько лет в стройные ряды «независимых» акционеров ЗАО «СПГЭС» влилось малоизвестное ООО «Провайдер», учредителем которого выступает Александр Рожков, в миру являющийся отчимом Олега Грищенко. А еще стоит обратить внимание на Татьяну Яворскую, с 2006 года руководящую московской фирмой ООО «Фобос НВ» (ИНН 7734200119), единственным собственником которой с 2004 года числится законная супруга главы города – Елена Грищенко.
При этом город мало что получает от деятельности «СПГЭС». Еще в 2005 году, вскоре после того, как Олег Грищенко встал у руля городского хозяйства, он добился для ЗАО «СПГЭС» снижения арендной платы за пользование энергетическими сетями города в 3,5 раза. В целом арендные платежи должны составить не менее 86,7 млн рублей в год. Но в настоящее время ЗАО «СПГЭС» платит за арендуемые сети всего…34 млн рублей.
Вот еще пример оригинальной комбинации, позволяющей нажиться за счет города. ЗАО «СПГЭС» закупает около 2 млрд кВт в год по ценам 1,5-2,5 рубля за кВт и передает право реализации электроэнергии ООО «СПГЭС». Напомним, что обе фирмы контролируются людьми из «команды» Грищенко. В свою очередь ООО «СПГЭС» реализует каждый киловатт населению уже по 3 рубля, а юрлицам - по 4-8 рублей.
Куда и, главное, каким образом «уходят» огромные по саратовским меркам средства - вопрос для правоохранительных органов. Кстати, все финансовые потоки СПГЭС контролирует член совета директоров компании Дмитрий Киреев, занимавший еще при генеральном директоре Саратовского подшипникового завода Олеге Грищенко скромный пост финансового директора. Сразу по «уходу» из СПЗ и появлению на свет городского электросетевого монополиста СПГЭС г-н Киреев зарегистрировал офшор Octopolis Corporation (Кипр). Этой компанией и ее активностью сейчас начали интересоваться следственные органы.
Есть еще в запасниках команды Грищенко и тема с приобретением ЗАО «СПГЭС» якобы бесхозного городского недвижимого имущества. К счастью, правоохранительные органы вовремя обратили внимание на эти сделки, законный характер которым по каким-то причинам придает местный Арбитражный суд. Правда, говорить о том, что «дело Грищенко» может стать вторым «делом Гайзера» пока рано. С одной стороны, у нас привыкли «не выносить сор из избы» и спускать на тормозах дела, связанные с чиновничьими хищениями. Но в условиях нарастающего экономического кризиса и очень высокого градуса общего недовольства действиями чиновников покровительство таким людям как Грищенко чревато масштабными негативными последствиями. И об этом и в губернии, и на Старой площади должны помнить.