Курилы его мечты

В апреле прошлого года об американских бизнес-интересах сенатора от Сахалина и Курил Александра Верховского узнал и президент России. Однако интересы этого Члена Совета Федерации простираются не только на сушу, но и на море. Он называет себя куратором развития рыбохозяйственного комплекса страны, а также контролером Федеральной целевой программы по развитию Курильских островов.
Политика с привкусом рыбы
Внимание член партии «Единая Россия» и представитель от Сахалинской Думы в Совете Федерации, член Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Верховский привлек в 2014 году. Именно тогда представители Приморского регионального отделения партии «Яблоко» обратились в налоговую службу и Генпрокуратуру. Дело в том, что по итогам 2011 года Александр Верховский на сайте Сахалинской областной думы указал, что заработал 226 951 952 рубля. А вот на сайте СФ в декларации за тот же 2011 год им была названа совсем другая сумма, 151 868 498 рублей. Разница - более 75 млн рублей. Как выяснилось, эту разницу составили дивиденды за 2012 год от одного из его рыболовецких предприятий, ЗАО «Курильский рыбак», которые он случайно внес в декларацию за 2011 год.
Интерес к рыбе объясняется просто. Г-н Верховский - один из крупнейших российских рыбопромышленников, хотя, по принятой сегодня среди чиновников традиции, все его активы, а это свыше 20 юрлиц, переданы в так называемое доверительное управление. Более того, он еще и советник руководителя Федерального агентства по рыболовству. Странная получается ситуация: рыбопромышленник и сенатор еще и советник главы органа исполнительной власти. Защищает свои интересы?
Суровые трудовые будни
Свою «ударную» компанию ЗАО «Гидрострой» Александр Верховский создал в 1991 году, скупив, как говорят, по дешевке строительную технику, занявшись не только строительством, но и рыбопереработкой. Самый большой остров Курил, Итуруп, стал по сути его вотчиной. Верховский контролировал все – от порта и гостиницы до поставок угля, дизтоплива, строительства дорог. А следовательно, и все бюджетные потоки. Уже тогда к нему возникали вопросы: в 2001 году криминалисты МВД установили, что ГСМ приходили на остров из разных портов по поддельным бланкам, на которых стояла подпись... одного и того же человека. Согласно этим документам, ЗАО «Гидрострой» получил за эту операцию 687 миллионов 539 тысяч 116 рублей, что по тогдашнему курсу составляло 118 миллионов 541 тысячу 227 долларов США.
Почему-то выводов тогда сделано не было, а неслыханную щедрость бюджета мы видим и сегодня. Так, на асфальтирование дорог «Гидрострой» в 2013 году получил заказ от Администрации муниципального образования «Курильский городской округ» на сумму 154 643 250 рублей. Не мало, если учесть что Курильск - это совсем небольшой населенный пункт, где проживает (по данным на 2015 год) всего 1670 человек.
Отдельная тема – финансирование ФЦП по развитию Курильских островов. «Гидрострой» уже долгие годы фактически единственный подрядчик по этой программе. Общий объем реального финансирования только в 2007—2012 годах (а программа действует с 1994 года), по данным Счетной палаты, составил 27,9 млрд рублей (до 2015 года планируют выделить еще 29,3 млрд). На эти деньги предполагалось построить и отремонтировать аэропорты, морские порты, школы, больницы, детские сады, дороги, объекты ТЭК и ЖКХ, а также градообразующие предприятия. Но только за указанную «пятилетку» 166 миллионов бюджетных рублей были использованы не по назначению.
Есть у «Гидростроя» и своя «фишка». Часто оно берет в аренду отремонтированное на государственные деньги предприятие, получая еще за это и квоты на вылов рыбы, и рыбопромысловые участки. Удача не изменяла г-ну Верховскому даже тогда, когда на него заводили уголовные дела по фактам злоупотреблений. В 2010 году на двух рыбоводных заводах, в 2009-м по фактам незаконной добычи ЗАО «Курильский рыбак» и ЗАО «Гидрострой» рыбы сверх выделенных квот и последующей реализацией произведенной из нее икры на сумму не менее 115 млн рублей.
По странной схеме компании Верховского строят на Курилах, скажем, пирсы и дороги. За счет бюджета были сооружены причалы на острове Шикотан в бухте Крабовая и дороги Курильск - Рейдово (Итуруп), Южно-Курильск - Головнино (Кунашир), Малокурилькое - Крабозаводское (Шикотан). Парадокс, но пирсы... не оформлены в госсобственность.
Время от времени прокуратура выявляет многочисленные факты нарушения градостроительного законодательства со стороны структур Верховского. Например, строительство без разрешения, отсутствие лицензий, высокие цены на песок. А еще были скандалы, связанные со строительством аэропорта в Курильске, когда цена проекта возросла в 4 раза(!), а все сроки по проекту были сорваны. Просто цифры: стоимость строительства аэропорта, который должны были сдать в эксплуатацию в 2010 году, увеличилась с 2006 года с 1,26 млрд до 5,65 млрд рублей в 2014 году, когда аэропорт на Итурупе наконец-то начал работать.
Рыба ждет
Александр Верховский очень любит минтай. Нет, не есть, а продавать. Желательно за рубеж. Как член совета Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), ну и реальный бенефициар двух десятков рыбопромышленных предприятий. Свои интересы он и защищает в Совете Федерации. Причем очень результативно. Например, он является одним из авторов поправок в законопроект о «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», инициатором которых выступила Ассоциация добытчиков минтая. Эти поправки лишь увеличили возможности крупных рыбопромышлеников в дальнейшем сырьевом экспорте рыбы с Дальнего Востока.
Вот слова из заключения Федеральной антимонопольной службы: «при ежегодном увеличении предоставляемых квот на вылов минтая на протяжении 2007-2009 гг. объем поставок на российский рынок не увеличивался и составлял 60-70 тыс. тонн, а увеличение квот влекло лишь увеличение экспорта». Согласно отчету комиссии ФАС, у ЗАО «Остров Сахалин», связанной с Верховским, доля экспортных продаж рыбопродуктов увеличилась в три раза.
А вот еще интересный момент. Партии рыбопродуктов, выловленных российскими судами, эспортируются в КНР и Республику Корея по фиктивным контрактам с фирмами, находящимися в офшорных зонах или в третьих государствах (Панама, Белиз, Иргинские острова, Сингапур, Гонконг и др.), а затем реализуются на территории КНР и Республики Корея уже по отличным от контрактных, более высоким ценам. Сокрытая таким образом от налогообложения прибыль «оседает» в офшорных зонах. Так считают проверяющие. Судя по всему, в этом списке компании Верховского занимают не последнее место.
По данным портала Fishnet.ru, только в 2014 году ЗАО «Остров Сахалин» предположительно поставило на экспорт 38,667 тысячи тонн выловленной по российской квотам рыбы оценочной стоимостью 51,3 млн долларов США.
Но, может, на внутренний рынок компании Верховского отправляют положенное количество рыбы? Увы. По итогам 2014 года, когда уже остро стоял вопрос об импортозамещении, группа компаний ЗАО «Гидрострой», как сказано на сайте Fishnet.ru, заняла 4-е место по экспорту российских биологических ресурсов за рубеж - 91,44 тысячи тонн на сумму в 143 млн долларов. В то время, как на внутренний рынок холдинг «Гидрострой» отправляет всего 7% продукции.
Принятые законодателями поправки Верховского, уже привели к 50-процентному дефициту рыбы на рыбоперерабатывающих заводах. Тридцать крупнейших российских рыбоперерабатывающих предприятий вынуждены были снизить до 30% объем выпускаемой продукции из-за нехватки сырья. Резко выросла цена на доставляемую на берег рыбу. Мурманская «прибрежная» рыба — треска и пикша подорожали в два раза. Кроме того, изменения в законодательстве привели к значительному росту цены и дефициту сельди в российских магазинах. Почти вся дальневосточная сельдь после якобы переработки на судах ушла на китайские заводы.
А российские дальневосточные предприятия и рыболовецкие поселки стараниями Верховского умирают. Работники рыбоколхоза им. Кирова в поселке Озерский Корсаковского района Сахалина, ныне принадлежащего «Гидрострою», летом 2013 года жители написали письмо Путину, в котором пожаловались на сенатора Верховского. «Поверив господину Верховскому на слово, мы вместо обещаного рая остались у разбитого корыта… Раньше предприятие было градообразующим, сейчас превратилось в «соковыжимающее». В местных же газетах мы продолжаем читать отчеты сахалинских властей и заявления самого сенатора, из которых следует, что только на развитие нашего бывшего колхоза и нашего поселка ЗАО «Гидрострой» потратило 400 миллионов рублей. Об обратном сами за себя говорят развалины жилых домов и проданные рыболовные суда», - писали они. Новые владельцы рыбхолхоза, по словам авторов письма, распродали промысловые суда, оставив рыбаков без работы. На предприятии теперь в основном работают гастарбайтеры из Средней Азии. Зарплата в 7-10 тысяч рублей не устраивает жителей Озерского, в то время, как только за коммунальные услуги они должны платить по 5 тысяч.
Кстати, Верховского очень нахваливал находящийся ныне в заключении губернатор Сахалина Хорошавин. Мол, предприятие поднял, в Макдональдс сырье поставляет. Правда, в Макдональдсе о таком поставщике даже и не слышали – филе в сеть фаст-фуда поставляет «дочка» одной датской фирмы.
А пока Александр Верховский, слушая обращения Владимира Путина к Федеральному собранию, выступления Президента перед журналистами, слова главы государства об импортозамещении, продолжает поднимать экономику Китая и Кореи. И снова только цифры: более 90% экспортируемой из России рыбы - это замороженная рыба без головы. Крупнейшие мировые рыбные «фабрики», Китай и Корея, получают 98% российского минтая, 80% экспорта пикши и 25% экспорта трески. И львиная доля здесь – за людьми Верховского.
…Иногда кажется, что с «посадкой» Хорошавина на Сахалине ничего не изменилось. Да, есть губернатор Кожемяко, который справился худо-бедно со своими обязанностями в Амурской области. Но Сахалин и острова – дело совсем другое. Тут – море, рыба, крабы, икра. Другие деньги. Другой размах. Что Хорошавин и показал всей стране. И не покидает ощущение, что за Сахалином «маячит» его клон – член Совета Федерации Александр Верховский.
По материалам издания - «Новая Газета»