Главная беда Подмосковья
Правительство Московской области потворствует строительному беспределу в регионе. И вступать в диалог с общественностью по «горячим» вопросам жилищного строительства явно не собирается
![Главная беда Подмосковья](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/styles/620x370/public/uploads/articles/229.jpg?itok=VdUdUEf0)
В конце прошлой недели губернатор Московской области Андрей Воробьев провел интернет-конференцию. В модном ныне формате он отвечал на разные вопросы, в том числе и касающиеся проблем жилья. Главной «бедой» региона он назвал... СУ-155. Видимо, остальные в сегменте строительства уже решены.
А за пару дней до этого события в Государственной Думе прошел «круглый стол». Тема была одна: ситуация с застройкой региона. И тут уже, по мнению организаторов, беда была не одна. Это и бесконтрольное строительство, и нехватка объектов социальной инфраструктуры, и уничтожение памятников природы, истории и культуры, зелёных зон Подмосковья, и манипуляции с кадастром, коррупция, нарушение прав жителей на участие в публичных слушаниях. Ну и, конечно, вопрос с обманутыми дольщиками.
Что интересно, в здание на Охотном Ряду приглашали тех, кто мог бы дать четкие и самые нужные ответы. Так сказать, из первых уст. Приглашали губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, главу Генпрокуратуры РФ Юрия Чайку, председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина, Уполномоченного по правам человека в РФ Эллу Памфилову и Уполномоченного по правам ребенка Павла Астахова. А еще - прокурора Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области Елену Максимову, главу Росреестра и кадастровой службы Игоря Васильева и многих других высокопоставленных чиновников.
Скажем сразу: никто из них в Думу не пришел. Никто. Видимо, сочли ниже своего достоинства отвечать на вопросы общественников и СМИ. Или банально испугались. Вместо этого прислали своих заместителей, которые не смогли пояснить собравшимся ни одной проблемной ситуации. Зато услышали много нового.
По словам активиста из Ленинского района Подмосковья Александра Попова, проблемы существуют все три года, как Андрей Воробьев находится на посту губернатора. А некоторые как раз и появились с его приходом. «В Подмосковье ведётся масштабная застройка всех свободных зон, природоохранных зон, налицо нарушения кадастра. Практически все условия создаются только для коммерческого застройщика. При этом инфраструктура не прорабатывается», сказал он.
Столь же категоричен в вопросе исходных причин был и председатель градостроительной земельной комиссии Народной палаты Подмосковья Алексей Дмитриев. «Проблема обманутых дольщиков, проблемы жителей, недовольных застройкой, проблема рабочих, с которыми обращаются бесчеловечно на стройках, проблема коррупции, проблема уничтожения природных ресурсов – всё это следствие одной большой проблемы, которая называется градостроительный кризис Московской области», заявил он. И решить эту проблему в отрыве от причины невозможно.
К чему приводит такая близорукая политика подмосковной администрации? По словам муниципального депутата из Ступинского района Сергея Снастина, «безумная коммерческая застройка территории Подмосковья негативно сказалась не только на экологической, культурно-образовательной, медицинской и транспортной обстановке по всей Московской области, но очень сильно ударила и по Москве». Такое положение стало возможно только благодаря новой градостроительной политике правительства Московской области, «которая всевозможными методами продавливается через органы местного самоуправления», уверен он.
Основную роль здесь играет Градостроительный совет Московской области, в состав которого входят только чиновники. Общественность же от участия в его деятельности сознательно и упорно изолируют. Самое же интересное, говорит Сергей Снастин, даже не в том, что чиновники, участвуя в работе градсовета, нарушают постановления № 180/9, статьи 13, статьи 15 Федерального закона о государственной гражданской службе российской федерации, статьи 2 Закона московской области государственной гражданской службе Московской области. А в том, что их решения, не имея никаких правовых последствий, тем не менее, проталкиваются для реализации на уровне местного самоуправления.
При этом застройщики вместе с властями идут на различные ухищрения, чтобы не проводить настоящих общественных слушаний. Для этого они устраивают настоящие спектакли. «Одним из таких способов является проведение публичных слушаний, носящих откровенно издевательский характер с приглашением в качестве заинтересованных лиц статистов застройщика, не проживающих на территориях, о которых идет речь», - говорит он. К мнению же местных жителей, их замечаниям и протестам чиновники не прислушиваются. «У них вердикт один – жители пришли, слушания считать состоявшимися». Странно, что к таким нарушениям более чем спокойно относится прокуратура, констатировал г-н Снастин.
С ним согласен и Алексей Дмитриев, считающий, что при Воробьеве в области для продвижения интересов застройщиков создана целая система. «Всё это выстраивается в достаточно последовательную логически стройную систему так называемой градостроительной политики, основным ключевыми элементами которой являются непубличность и полная непрозрачность, все ключевые решения принимаются на заседании градостроительного совета Московской области, который никак не анонсирует свои собрания, никак не приглашает общественность, не обеспечивает её участия в принятии решений. Затем эти решения чисто политическим давлением в приказном порядке реализуются на местах».
В вопросе жилищного строительства в Московской области мы становимся свидетелями характерного процесса, говорит он, когда государственные институты, по сути, демонтируются, а их заменяет режим «ручного управления» с принятием совершенно волюнтаристских решений. И делается это «вместо того, чтобы соблюдать законодательство и внедрять его, следовать порядку градостроительного кодекса, следовать порядку закона о местном самоуправлении». В результате «застройщик без публичных слушаний, без утверждения проекта планировки, без генерального плана, обращается напрямую в Градостроительный совет, где, согласно протоколам, имеющимся в нашем распоряжении, даётся прямая рекомендация выдать разрешение на строительство», – отметил он.
Но всем этим негативные последствия деятельности администрации Воробьева в сфере жилищного строительства не исчерпываются. Участники «круглого стола» обратили внимание на то, что область за эти годы потеряла сотни гектаров сельхозземель, отданных под застройку. Только от городского поселения Видное «ушло» 125 га земель этой категории. Потери же для областного бюджета в силу разницы в кадастровой оценке между землями с/х назначения и под многоэтажное строительство составляют, по разным оценкам, от 20 до 72 млрд рублей.
Есть ли выход из этого, уже системного, кризиса? Есть, считают в Народной палате Подмосковья. Во-первых, надо принять кадровые решения и освободить от занимаемых должностей государственных служащих, показавших свою неспособность обеспечивать устойчивое развитие территорий и соблюдение правопорядка. «В первую очередь, губернатора Андрея Воробьёва, который, очевидно, является тем, без кого эта система не возникла бы». Во-вторых, упразднить Градостроительный совет и отменить закон о перераспределении полномочий. В-третьих, добиться соблюдения обязательности публичных слушаний. И, наконец, провести расследование по фактам должностных злоупотреблений государственных служащих, состоящих в градостроительном совете Московской области и проверку деятельности прокуратуры Московской области и местных прокуратур. Ведь, как известно, подобные масштабные проекты без согласия сверху не делаются…
Участники «круглого стола» решили создать рабочую группу, которая будет бороться за права жителей Подмосковья. Пока же г-н Воробьев предпочитает их не замечать. Вопрос. Как долго у него это получится?