«Кинотавр-2016»: очень «Хороший мальчик»
В Сочи показали первый блок короткометражек и первый конкурсный фильм
Второй фестивальный день открылся показом 8 из 26 конкурсных короткометражных фильмов, а завершился премьерой первого конкурсного фильма. «Хорошего мальчика» Оксаны Карас с Михаилом Ефремовым, Константином Хабенским, Александром Палем и Семеном Трескуновым в главных ролях в Сочи заслуженно встретили аплодисментами и криками «Браво!».
«Хороший мальчик» – шесть дней из жизни девятиклассника Коли, в течение которых он успевает влюбиться в учительницу, завоевать сердце первой школьной красавицы, уйти из дома, расследовать загадочный поджог школы, подружиться с директором – и все это со множеством вытекающих последствий. Автор «Тряпичного союза» Михаил Местецкий написал еще один блестящий сценарий, историю еще одного взросления. Сыгранную здесь, пожалуй, лучшим из возможных актерских составов. Константин Хабенский в роли отца – безработного изобретателя, Михаил Ефремов в качестве директора, молчаливый учитель информатики в исполнении Александра Паля. Даже у второстепенных персонажей характеры прописаны до мельчайших деталей, которые – вместе со стильным видеорядом и в целом талантливой режиссерской работой – превращают ленту в зрительскую и одновременно умную, высокую комедию.
Главное же открытие фильма – Семен Трескунов, до этого снявшийся в «Призраке» в паре с Федором Бондарчуком. Его не по годам умный и рассудительный Коля поначалу выглядит чуть ли не старше большинства растерянных взрослых. Взяв на себя обязательство разобраться со всеми их проблемами, он только сильнее запутывается. Все ради того, чтобы в конце концов понять, как трудно быть молодым, как непросто быть взрослым, привыкнуть быть одиноким. И заявить со знанием дела: «Вы такие странные, но я вас всех так люблю».
Трескунов не теряется на фоне более опытных и знаменитых партнеров, а то и выделяется – благодаря поистине филигранной актерской игре, построенной целиком на мимике, жестах, мельчайших движениях. Ему, как, к примеру, и Александру Палю (роль практически без слов), совсем необязательно говорить – настолько выразительным может быть даже поворот головы. Другими словами, явный претендент на приз «Кинотавра» за лучшую мужскую роль определился уже в первый день. Как и очевидный фаворит в гонке за главным призом. Также – смехом и аплодисментами во время показа – зрители «Кинотавра» в прошлом году реагировали на показ картины «Про любовь», в итоге победившей.
Что касается короткого метра, то в стартовую подборку попали и комедии, и драмы, и научная фантастика, и даже хоррор. А вот лучшей в этой группе оказалась самая первая короткометражка – «Все в ящик» Игоря Каграманова. Павел Деревянко в роли актера, вынужденного зарабатывать деньги на съемках низкопробной телевизионной мыльной оперы «Любовь крылатая». Во время очередного дубля – сцены натужного объяснения между художником в кризисе в исполнении героя Деревянко и его возлюбленной – нежная душа поэта, точнее, актера не выдерживает, и он набрасывается на режиссера и съемочную группу с эмоциональным монологом о судьбах родины и высоком искусстве. Но «любовная лодка разбилась о быт», вернее, о необходимость выплачивать ипотеку – на заднем плане этой сцены, снятой одним планом, мелькают равнодушные лица съемочной группы, и ясно, что «Любовь крылатая» будет снята, на радость всем домохозяйкам.
Самая короткая из короткометражек – шестиминутная лента «Прототип-2», дебютная научно-фантастическая работа студента Московской школы кино Таира Полад-заде про искусственный интеллект, восставший против своего создателя, соседствует с получасовым «Закатом» Андрея Анненского. Режиссер работал с Александром Миндадзе, откуда в его фильме, очевидно, и появились длинные и крупные планы – к сожалению, ничем не оправданные. Простая история о сделках черных риелторов и сделке с совестью напрасно прикидывается глубокой драмой о трудностях нравственного выбора.
Впрочем, подобной псевдоглубиной грешат и другие короткометражки. Например, «Остановись» Камилы Сафиной про пару, переживающую конец отношений во время отпуска на море. Будто случайный монтаж, неуместные диалоги, обрывающиеся на полуслове, сбивающаяся камера, перед которой постоянно оказывается что-то или кто-то лишний. И при этом – неловкая попытка заговорить со зрителем о чем-то серьезном. Будь то отношения с любимым и с самим собой или же нечто более глобальное. Как во «Врагах» Олжаса Ермекбаева по мотивам одноименной пьесы Горького, действие которой перенесено в наши дни, на шахту, где кипит восстание рабочих и решается, что важнее – власть или преданность. Или же в «Забытом» Александра Королева, в сюжете которого нетрудно узнать одну из «гуляющих» по Сети сентиментальных, якобы основанных на реальных событиях, историй в духе «когда он увидел, что она написала, то не поверил своим глазам».
«Урок рисования для взрослых» Лики Ятковской с Любовью Толкалиной в роли обманутой, но мудрой жены и Лукерьей Ильяшенко в качестве любовницы мужа снят, пожалуй, профессиональнее прочих работ. Заслуга оператора Ксении Середы. В остальном же фильм является не более чем наивной мелодрамой с моралью в финале. Чуть более оригинальным выглядит «Богомол» с его столь же выверенным изображением (оператор Кирилл Сперанский) и заявкой на непростой и непопулярный в России жанр хоррора с элементами черной комедии. Бытовой кошмар, замешанный в частности, на сказках про Бабу-ягу и преподнесенный в эстетской оболочке красивого, «дорогого» видеоряда. Больше всего «Богомол» напоминает – пусть и формально – прошлогодний западный хоррор-хит «Ведьма», или же серию несуществующей, но такой желанной «Российской истории ужаса».