«При подсчете количества митингующих используется «эффект театра»
В конце января - феврале в России состоялись несколько митингов, имевших значительный резонанс в СМИ - в Калининграде, Иркутске, Архангельске. Последний по времени из таких митингов состоялся 28 февраля в Черняховске (Калининградская область). При этом многие эксперты и обычные читатели отмечают, что в некоторых сообщения интернет-сайтов и газет число участников таких митингов значительно превышает данные, приводимые правоохранительными органами. В качестве примера можно привести тот же Черняховск. Организаторы утверждали (и некоторые СМИ подхватили эти данные), что в митинге приняли участие пять тысяч человек. Однако по данным правоохранительных органов, в митинге приняли участие около тысячи человек. Если судить по фотоматериалам с места событий, эта оценка гораздо ближе к истине, нежели цифры, приводимые организаторами митинга.
Своей точкой зрения о технологиях создания «массовости» на акциях протеста с нами поделился телепродюсер Сергей Таранов.
- Думаю, что при подсчете количества митингующих в любых случаях используется такой «эффект театра». Дело в том, что средняя вместимость театра – не более 500 человек. Вот когда люди выходят из театра все вместе, им кажется, что на спектакле было несколько тысяч человек, как минимум. Поскольку никто не может сказать: сколько человек в толпе.
К примеру, милиция и организаторы митингов при подаче заявок считают так: максимально число людей, приходящих на массовое мероприятие, может быть 2 человека на квадратный метр. Больше не поместится. Если взять и разделить энное количество метров на главной городской площади и умножить на два, то получится несколько тысяч человек. Однако, как мы прекрасно знаем, такое редко бывает.
И, к примеру, 200 человек, идущих колонной, могут находиться как на ста квадратных метрах, так и на квадратном километре. Смотря, как они стоят. И вот если эти двести человек стоят на квадратном километре, получается эффект того, что их 2 или 3 тысячи. Это первое, что всегда используют организаторы митингов. Это уловка, это иллюзион, на самом деле. Такая иллюзия толпы – людей в толпе столько, сколько хочешь увидеть.
Второе – в связи с тем, что сейчас большинство участников оппозиции, особенно, радикальной сами являются не только ньюсмейкерами, но и медийными персонами через выступления в СМИ, то они же и распространяют эту информацию. То есть подсчеты становятся главным инструментом пиара. Это чрезвычайно при всех событиях массовых, которые проводят, например, анархисты или, например, лимоновцы. Как правило, цифры у них завышены ровно на порядок от тех, о которых говорит власть. Не в разы, а где-то раз в десять.
Например, была ситуация на годовщине убийства Маркелова и Бабуровой. Сами участники шествия выступали как корреспонденты некоторых сетевых изданий и писали, что там было на порядок больше людей, чем заявляли власти. Это обычная практика.
Почему данные милиции наиболее точны? Потому что, на самом деле, от количества людей, которые приходят на те или иные мероприятие, зависит выделение мощностей самой милиции. Поэтому они заинтересованы подсчитать наиболее корректно. И в случае какого-либо противостояния милиции нет смысла обманывать себя. И если пришло, к примеру, десять тысяч человек, а милиционеров всего тысяча, то должно быть в пять раз больше милиции. Поэтому те данные, которые дает милиция, часто верные. Хотя иногда их тоже используют в политических целях и преуменьшают власти.
Но, как правило, если верить организаторам, то завышение количества людей не в разы, а ровно на порядок. За последнее время я не могу припомнить событий, где бы не завышались цифры ровно настолько. При этом когда проходит пиаровский эффект конкретного события, те же самые люди выступают на радиостанциях или в блогах пишут: ну да, наша идея хорошая, но мы знаем, что больше ста человек на митинги не приходят. Но как же так – больше ста человек не приходит, когда сразу после митинга говорилось говорили, что здесь собралось десять тысяч? Это тоже характерная деталь, которая присутствует в нашем информационном пространстве.
Я считаю, что если СМИ объективны, то они должны давать как минимум две цифры. С одной стороны, заявление самих организаторов, с другой стороны, СМИ просто обязаны давать официальные данные властей. Если давать только одну цифру, то, естественно, какая-то односторонность получается.
Что касается Черняховска, то там даже по фотографии видно, что не могло на площади поместиться пять тысяч человек. Но, опять же, я говорю про пиаровскую практику освещения любых митингов…
Главный вопрос – сколько человек в толпе. Кто как подсчитает.
Вот съемка на одном уровне с протестующими или на одну ступеньку выше никогда не дает реального представления об их численности, а всегда увеличивает ее. Фотография, когда с пяти метров снимаешь толпу, дает ощущение огромной толпы, но это, на самом деле, иллюзия.
Единственно, что достоверным документом может быть видеосъемка с крыши здания огромной площади, при этом должны быть понятны масштабы этой площади. Если этого подтверждения нет, то все средние и крупные планы не являются достоверным доказательство численности. Потому что 100 человек, стоящих рядом, можно снять таким ракурсом, что они покажутся десятью тысячами. Этот эффект используется при монтаже рекламных роликов. Вот в ролике банка «Империал» огромное количество татарских воинов – на самом деле, воинов сняли три десятка, все остальное монтаж.