Пожизненный срок вместо свободы
Вынесен приговор по делу о захвате заложников в СИЗО

Вчера Мосгорсуд огласил приговор по делу о захвате заложников в московском СИЗО в сентябре прошлого года. Тогда трое арестантов - Юрий Ситников, Алексей Пухтеев и Вадим Горчаков - пытались совершить побег. Их пленниками стали 15 человек, включая начальника изолятора Леонида Ногтича, в кабинете у которого забаррикадировались злоумышленники. За попытку побега и захват заложников подсудимые получили от 13 до 16 лет. После частичного присоединения наказания к ранее полученным срокам Ситников был приговорен к пожизненному лишению свободы, Пухтеев осужден на 30 лет, а Горчакову предстоит отсидеть 14 лет.
Из приговора, оглашенного в течение часа судьей Натальей Олихвер, следовало, что инцидент произошел около двух часов дня 4 сентября 2006 года, когда 35-летнего Юрия Ситникова, 24-летнего Алексея Пухтеева и 21-летнего Вадима Горчакова выводили на прогулку. Арестанты, вооруженные куском арматуры и отверткой, напали на охранников, избили их, сняли с них форму и переоделись в нее. После этого злоумышленники закрыли сотрудников изолятора в душевой и направились во двор к шлюзовым воротам. Однако они оказались заперты. Тогда зэки решились на отчаянный шаг: под видом сотрудников изолятора они прошли в административное здание, где сразу направились в кабинет начальника учреждения Леонида Ногтича, расположенный на третьем этаже. Захватив руководителя СИЗО, арестанты приказали Ногтичу обзвонить своих подчиненных и пригласить к себе в кабинет якобы на совещание. Тот, кто являлся по вызову, тут же становился заложником. Всего набралось 15 человек, в том числе девять женщин. Заложников освободили только около девяти вечера, когда бойцы спецназа "Факел" штурмом взяли кабинет.
Все три злоумышленника ранее были судимы за совершение тяжких преступлений. Ситников получил 25 лет заключения за убийство и разбой и ожидал вынесения третьего приговора Мособлсудом. "В одной из подмосковных деревень он напал на сидевшую за рулем "Нивы" женщину, - рассказал "Газете" гособвинитель Дмитрий Дядюра. - Он избил ее, отобрал 300 рублей и сувенирные часы. Потом, испугавшись, что потерпевшая сможет его опознать, переехал пострадавшую ее же машиной, задавив насмерть". Понимая, что терять нечего, так как ему грозит пожизненный срок, Ситников и решил организовать побег. В соучастники он выбрал осужденного на 25 лет за тройное убийство и разбой Пухтеева. Третьим подельником стал Горчаков, приговоренный за нанесение тяжких телесных повреждений к девяти годам.
В суде обвиняемые заявили, что "не хотели захватывать заложников" и "это получилось само собой", так как не удалось выйти за ворота. Каждый пытался свести свою роль в случившемся к минимуму. По словам Горчакова, он решился на побег, убежденный Ситниковым в том, что кто-то хочет его убить. Пухтеев же уверял, что о готовящемся побеге узнал от Ситникова лишь накануне и был не в курсе, что тот уже подготовил все необходимое: 70-сантиметровый кусок арматуры, отвертку и самодельные веревки. Все трое твердили, что насилия к заложникам не применяли.
Однако суд скептически отнесся к доводам подсудимых. Тем более что их слова опровергли потерпевшие, подробно рассказав о произошедшем. Выводивший заключенных на прогулку старший инспектор Заур Сакалов сообщил, что первым на него напал Ситников. "Он достал из рукава куртки арматуру и два раза ударил по голове, - сослалась на показания сотрудника СИЗО судья. - Пухтеев душил Сакалова, а Ситников наступил ему на кисть руки ногой. Горчаков же с отверткой угрожал "пригвоздить к полу". Похожие показания дали и бывшие заложники. По словам Леонида Ногтича и его заместителя по оперативной работе Владимира Забелина, злоумышленники, ворвавшись в кабинет, схватили сувенирный меч. Этим мечом Ситников разрубил стоявший на столе в кабинете телефон. "Ситников заявил, что "будет много крови", и потребовал, чтобы начальник СИЗО провел его и сообщников через КПП, - продолжила судья. - Однако Ситникову объяснили, что в этой ситуации начальника изолятора не послушают и всех растреляют". Тогда Ситников и потребовал, чтобы Ногтич созвал в кабинет подчиненных. А после этого связался с журналистами и сделал заявление, что требует пересмотра "незаконно вынесенных приговоров". "Заключенные угрожали, что в противном случае они будут отрубать заложникам руки и пальцы и выбрасывать их в окно", - отметила судья. Она добавила, что для устрашения заложников преступники поджигали и подбрасывали спичечные коробки, а во время штурма Ситников ударил начальника СИЗО сувенирной саблей по голове (Ногтич до сих пор находится на лечении. - "Газета"). "Требования подсудимых носили демонстративный характер, поскольку они сообщили о них в СМИ, - констатировала Наталья Олихвер. - Все представшие перед судом участвовали в разработке плана преступления либо знали о нем". В итоге суд признал Ситникова, Пухтеева и Горчакова виновными в попытке побега и захвате заложников. Третью статью - "дезорганизация деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества" - суд счел излишне вмененной и исключил из обвинения. Назначая наказание, судья указала, что имел место особо опасный рецидив. К смягчающим обстоятельствам суд отнес "активную роль подсудимых в раскрытии преступления". За попытку побега и захват заложников суд назначил Ситникову наказание в виде 16 лет лишения свободы. Пухтеев получил 14 лет, а Горчаков - 13. Путем частичного присоединения срока к уже имеющимся суд приговорил Ситникова к пожизненному лишению свободы. Впрочем, по третьему приговору, вынесенному Мособлсудом 29 сентября 2006 года после инцидента в СИЗО, Ситников уже был осужден пожизненно. Пухтеев получил 30 лет, а Горчаков - 14 лет лишения свободы.
"Что ожидалось, то и получилось", - философски заметил защитник Ситникова Виктор Адамчевский. По его словам, никаких исков потерпевшие к подсудимым не предъявляли. "Сразу после случившегося руководство Управления исполнения наказаний Московской области обещало полностью возместить пострадавшим моральный и физический вред, но так ничего им и не заплатило", - отметил юрист.