Можно ли ставить на одну доску нацизм и сталинизм?
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл счел нужным, выступая на телевидении
28 июля во время своего «пастырского визита» в Украину, сделать заявление, что нельзя ставить на одну доску нацизм и сталинизм. То, что этот вопрос к Патриарху возник именно в Украине, можно объяснить не столько желанием выслушать его комментарий относительно принятой на Совете Европы резолюцией об идентичности сталинского и гитлеровского режимов, сколько желанием украинцев узнать позицию Патриарха по отношению к Сталину.
Последние годы в Украине активно обсуждается тема голодомора, вину за который возлагают на Сталина. С точки зрения украинских историков Сталин осуществлял политику геноцида украинского народа, потому что видел в украинском национализме угрозу государственному единству и потому, якобы, в качестве орудия усмирения выбрал голод, проводя в Украине тотальную реквизицию зерна.
Патриарх Кирилл осуждает оба режима, но не считает правильным приписывать Сталину вину за голодомор. «Это общая историческая беда всего народа, который в то время жил в одной стране», - заявил Патриарх после посещения вместе с президентом Украины Виктором Ющенко памятника жертвам массового голода в Киеве.
При этом он подчеркнул, что в 1932-1933 годах «голод имел политические причины и усугубленный еще и природными катаклизмами, привел к тому, что погибло огромное количество людей – в Украине, Поволжье, Северном Кавказе, Западной Сибири, Казахстане».
Президент Украины Виктор Ющенко понимал, что главное в высказываниях Патриарха – это определение голодомора как общей трагедии. И он согласился с таким утверждением, заявив, что «Украина не считает виной России и российского народа голодомор 1932 – 33 годов».
В том, что Ющенко не видит вины России, скрывается скрытый намек на то, что виновным за упомянутые Патриархом «политические причины» он считает сталинизм. Но сталинизм – это Сталин, также как нацизм – это Гитлер.
Президент Украины, совершенно очевидно, вступил в косвенную полемику с высказываниями Патриарха Кирилла. Патриарх считает что, «не оправдывая, а осуждая репрессивные режимы, мы должны все-таки, при всем этом делать различия между режимом репрессивным и режимом человеконенавистническим». Он напомнил, что нацисты хотели уничтожить более 30 миллионов славян и именно «Советский Союз более всего жертв положил на алтарь освобождения и своей страны и всего мира».
В Русской Православной церкви сегодня нет единства по вопросу об отношении к Сталину и Гитлеру как к одинаково преступным политическим деятелям 20-го века. И если Патриарх Кирилл уходил во время визита в Украине от таких персональных сравнений, делая акцент исключительно на осуждении нацизма и сталинизма, то глава отдела внешних церковных связей РПЦ архиепископ Волоколамский Илларион впервые в современной истории церкви дал Сталину уничтожающую характеристику.
Суть этой характеристики – режим Сталина был человеконенавистнический. Архиепископ Илларион заявил: «Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую античеловеческую систему управления, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером…… нет никакой существенной разницы между...ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти».
Это высказывание архиепископа Иллариона настолько эмоционально и личностно, что некоторые церковные иерархи критиковали его за несвойственную служителям церкви лексику и стилистику, не говоря уже о несогласии с его сравнением Сталина и Гитлера. Патриарх Кирилл, по крайней мере, официально, положил конец вспыхнувшей в РПЦ дискуссии.