Медведев – Обама: перезагрузка через Бишкек
Когда в феврале этого года президент Киргизии Курманбек Бакиев подписал указ об одностороннем расторжении договора аренды Соединенными Штатами авиабазы «Манас» в Бишкеке, всем было очевидно, что это только начало серьезной политической игры между Вашингтоном, Москвой и Бишкеком. Соединенные Штаты платили Киргизии за использование авиабазы 17 миллионов долларов в год. И Бишкек до этого не давал сигналы о возможности расторжения договора.
Однако с общим похолоданием российско-американских отношений, особенно после объявления Вашингтоном о размещении элементов ПРО в Европе, Москва имела основания для выражения недовольства американским военным присутствием в своем центральноазиатском «мягком подбрюшье». Бишкеку были обещаны кредиты и инвестиции в размере в 2, 15 миллиарда долларов.
Для Бишкека такая коммерческая цена вопроса была более привлекательной. Россия обещала построить гидроэлектростанцию и вообще смогла доказать всю ценность углубления политических отношений между двумя странами.
Казалось, что американцам ничего не остается, как в течении 180 дней вывезти оборудование и 1500 солдат персонала из «Манаса», и искать новую авиабазу в соседних странах для переброски в Афганистан ежемесячно 500 тонн груза и выполнения задач по ротации воинского контингента.
Бишкек объяснял суровость своего решения тем, что Киргизия так и не стала «равноправным партнером» в отношениях с Соединенными Штатами. Основания для этого были. Так, например, киргизские депутаты жаловались на игнорирование американцами требования о проведении расследования инцидента, когда в 2006 году американские солдаты застрелили ошибочно водителя грузовика, приняв его за террориста-смертника. Никак не отреагировало командование американской авиабазы и на требование Бишкека о компенсации за повреждения киргизского авиалайнера, в который въехал американский военный транспортный самолет. И вообще, Бишкек не устраивал дипломатический статус американских военнослужащих в «Манасе».
Если к этому добавить, что на данный шаг Киргизию подталкивал и Китай, которому также было не по душе американское присутствие, то решение Бишкека не удивляло.
Таким образом, американцам стало ясно, что им необходимо искать в первую очередь компромисс с Москвой. Обама заговорил о перезагрузке отношений между двумя странами, Россия дала понять, что именно такого развития событий она и ожидает. Оставалось ждать, в чем конкретно выразится такая «перезагрузка».
Удобный случай представился на недавнем саммите ШОС 15-16 июня
в Екатеринбурге. Мировая пресса обратила особое внимание на обращения афганского президента Хамида Карзая накануне встречи к президенту Киргизии Курманбеку Бакиеву, а также обращение Обамы к Бакиеву. Карзай счел нужным проинформировать своего киргизского коллегу, что ситуация в Афганистане непростая и что он нуждается в серьезной поддержке при снабжении международного контингента невоенными грузами. То, что Карзай покатил «пробный шар» по инициативе США, зондируя реакцию Бакиева, очевидно. И когда на саммите состоялась их встреча, то Бакиев уже был готов к разговору, проговорив, наверняка, проблему с Москвой. Карзай уехал из Екатеринбурга с положительными результатами, что давало американцам основания выходить с конкретным предложением о продлении договора аренды на Бишкек.
22 июня было заключено соглашение о продлении в бишкекском аэропорту «Манас» «Центра транзитных перевозок для обеспечения военной операции в Афганистане». А уже 25 июня парламент Киргизии ратифицировал соглашение между правительствами США и Киргизии о создании в бишкекском аэропорту «Манас» Центра транзитных перевозок для обеспечения военной операции в Афганистане.
Несмотря на смену вывески, когда вместо понятия «авиабаза», теперь в документах будет значиться центр Транзитных перевозок, по сути деятельности Центра это ничего не меняет.
Соединенные Штаты пошли навстречу Бишкеку, который затребовал серьезное увеличение арендной платы. Отныне вместо 17 с лишним миллионов долларов Бишкек будет получать 60 миллионов.
Для того, чтобы предотвратить всякие неприятные инциденты при обеспечении безопасности американцев на авиабазе, решено, что США построит новый перрон, терминалы и склады. На эти цели США выделяет 36,6 миллиона долларов. Еще 30 миллионов будет потрачено на модернизацию аэронавигационного оборудования аэропорта «Манас». Кроме того США будут платить за аренду земель вокруг аэропорта, а также, как сообщает РИА Новости, «выплачивать справедливые и основанные на стандартах Международной организации гражданской авиации сборов за посадку и стоянку своих самолетов».
Если Бишкек формулирует, что США пошло на удовлетворение их требований, которые они считают «справедливыми», то можно сделать вывод, что Вашингтон практически пошел на все финансовые требования киргизского руководства. И даже более того, США предложили Бакиеву создать совместный фонд экономического развития размером в 20 миллионов долларов. Фактически Соединенные Штаты будут принимать непосредственное участие в разработке приоритетных экономических проектов в Киргизии.
Такая высокая коммерческая цена вопроса способствовала тому, что в Бишкеке пошли навстречу американским требованиям и не включили в текст соглашения положения, что должен оговариваться характер грузов, которые правительство США будет перебрасывать в Афганистан с авиабазы «Манас». Естественно, что раз не предусматривается характер перебрасываемых грузов, то и суда «принадлежащие Вооруженным силам США не подлежат проверке».
Руководство Киргизии объяснило возобновления контракта годовой аренды тем, что этого требуют «национальные интересы и ситуация, складывающаяся в Центрально- азиатском регионе». Таким образом, если расшифровать эту фразу, то данное соглашение удовлетворяет Бишкек как с коммерческой, так и с политической точки зрения. И эти условия позволяют США в ближайшие пять лет ставить вопрос о ежегодной пролонгации договора без пересмотра условий.
Россия не высказывала никаких критических замечаний по поводу дальнейшего пребывания в Киргизии американского контингента. Как считает Алексей Малашенко, эксперт фонда Карнеги, « Россия получает более нормальные отношения с американцами, что особенно важно в условиях кризиса. И потому бить Обаму по протянутой руке несолидно».
Но президент Академии геополитических проблем генерал – полковник Леонид Ивашов, считает, что Москва «… недовольна американским военным присутствием в регионе, поскольку через него осуществляется политическое присутствие, присутствие спецслужб».
Неудивительно, что точки зрения гражданского и военного экспертов полярно противоположны. Любая сделка есть продукт компромисса. Поэтому, как представляется, политические интересы являлись приоритетными при подходе к вопросу о «Манасе».
Об этом свидетельствует и высказывание президента Медведева во время его поездки в Африку. Там на пресс-конференции 25 июня он заявил, что создание в бишкекском аэропорту «Манас» американского транзитного центра «будет только на пользу общему делу, общей борьбе против терроризма». При этом он счел нужным особо добавить, что «военная база прекращает свою работу, а новая деятельность, которая будет осуществляться по обеспечению транзита, будет происходить на других началах без использования иммунитета для военных, без присутствия большого количества военнослужащих».
Главное в этой весьма витиеватой формулировке то, что Москва объявила о своем согласии и дальше поддерживать американские усилия в антитеррористической деятельности американцев в Афганистане. США не могут этого не оценить! Ждемс…